Дистанционное образование как эффективный способ дополнительного профильного образования.
Продолжение

Анатолий Ремнев

Обучаемых любого возраста очень привлекают такие преимущества "обучения на расстоянии", как "дозировка" порций изучения нового учебного материала и контроля полученных знаний. Поскольку преподаватель (тьютор) и автор курса не обязательно должен быть одним и тем же лицом, то появляется возможность значительного (на порядок) сокращения требуемого количества квалифицированных педагогических кадров, участвующих в текущем (рутинно повторяющемся) процессе обучения.

Наиболее квалифицированные педагогические кадры заняты творческим процессом создания компьютеризированных фундаментальных курсов. Подготовленные же и сертифицированные курсы распространяются на CD-ROM в виде электронных учебников и требуют лишь ограниченной консультационной поддержки.

Дистанционные курсы, реализуемые через Интернет, наоборот требуют больше "человеко-часов", но и "отдача" у них больше. Еще одно преимущество ДО, реализуемого через Интернет, в разнообразии форм занятий. Это могут быть и онлайн-лекции, и работа в телеконференциях через электронную почту, и чаты, и видеоконференции, и еще множество форм, различных по форме своей организации, но несущих в себе все те цели, описанные выше.

Теперь рассмотрим вопрос содержания дистанционных курсов. Был проведен мини-соцопрос 50 школьников, 25 студентов специальности "Информационные системы" и 25 взрослых, работа которых связана с ПК. Респондентам был задан вопрос: каких знаний вам не хватает при работе с ПК, и чему бы вы хотели научиться? Ответы были интерпретированы по следующим направлениям и распределились следующим образом:

  • освоить бухучет на ПК - 12%
  • использовать ПК для большей автоматизации своей работы - 15%
  • научиться составлять программы для компьютера - 25%
  • освоить издательское дело - 18%
  • освоить компьютерную графику и анимацию - 20%
  • другое - 10%

Как видно, лидирующим является направление программирования. Если немного обобщить вопросы автоматизации и присовокупить их к этой же области, поскольку автоматизация подразумевает владение методикой алгоритмизации, то это направление окажется доминирующим.