Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка, прежде чем говорить о профориентации в школе начала 21 века...

Николай Федорович Родичев
Институт содержания и методов обучения РАО, вед.н.с.
nrodichev@yandex.ru


Вступление

Начиная разговор о мифах, связанных с проблемой профессионального самоопределения, мы понимаем под мифом не только то, что сказано об этом явлении в словарях и энциклопедиях. Миф - это не только некая могущественная установка, мнение или идея, объясняющие то или иное явление и обладающие огромной силой воздействия на человека. Миф - это также и защитный механизм, который спасает человеческое сознание от неизбежного "шока", возникающего при попытке осмыслить какую-либо неординарную проблему (в нашем случае - проблему профессионального самоопределения и становления человека). В этом контексте миф является тем инструментом, который человек вынужден изобретать сам для того, чтобы установить диалог с окружающим миром . А мир профессий и путей продолжения образования является частью этого мира и с ним тоже надо как-то выстраивать отношения и посредством мифов защищаться от неизбежной встречи с его реалиями. Но, как и во многих похожих случаях, этот "защитный" механизм не всегда выполняет функцию этой защиты.

По данным психологических и социологических исследований, большинство "образованных" людей начала XXI века с большой охотой обращаются к услугам не только "квалифицированных" мифотворцев, представляющих политические и экономические силы. Они с полным доверием внимают увещеваниям современных магов, астрологов, псевдоцелителей и прочих умельцев, создающих и культивирующих весьма примитивные мифы, используемые для манипуляции человеком.

Примеры манипулирования человеком с использованием его потребности в мифотворчестве в области профессионального самоопределения очевидны. Так, в 90-х годах во многих центрах занятости посетителей встречали на входе плакаты с "профориентационной астрологией". В настоящее время у ведущих операторов мобильной связи можно "пройти профориентационное тестирование", используя СМС-услуги на мобильном телефоне.

Сам же человек, творя свои собственные мифы о профессиональном самоопределении, охотно снимает с себя ответственность за совершаемый выбор, перекладывая ее на своих помощников, как самостоятельно выбранных, так и навязанных ему социальной средой.

Таким образом, человек одновременно и не может без мифотворчества, без жизни в собственных и чужих мифах, но и не может жить, не освобождаясь от них. Во многом это касается и "профориентационных" мифов.

Попробуем перечислить основные группы таких мифов:

  • мифы о подростках как о субъектах профессионального самоопределения;
  • миф о родителях, как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении;
  • миф об общем образовании, как о помощнике в профессиональном самоопределении;
  • мифы об учителях, как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении;
  • мифы о психологах, как о помощниках школьнику в профессиональном самоопределении;
  • мифы о послешкольном профессиональном образовании;
  • мифы о рынке труда в постиндустриальном обществе;
  • мифы о профессии и том, как ее выбирают.



  • Члены редколлегии:
    Богуславский А. А.
    Галаган С. И.
    Ремнев А. А.
    Родичев Н. Ф.
    Третьяк Т. М.
    Федотова С. В.
    ГЛАВНАЯ
    Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

    Номинант Примии Рунета 2007

    Всероссийский Интернет-педсовет - 2005