Мифы о профессии и том, как ее выбирают

Прежде всего, существуют различные представления о том, существуют ли в современном мире профессии в том виде, в котором они существовали раньше, когда создавалась и отрабатывалась теория и практика профессиональной ориентации.

Еще 20-30 лет назад все, что было связано с профессией, в гораздо большей мере, нежели сейчас, описывалось профессиограммами - описательно-технологическими характеристиками различных видов профессиональной деятельности, сделанными по определенной схеме и для решения определенных задач.

В настоящее время вред ли кто из специалистов возьмется с большой долей определенности утверждать, что тот или иной вид социально востребованной деятельности можно назвать профессией. Можно только приблизительно, по некоторому числу признаков определить, где начинается и где заканчивается профессия. Это область приложения духовных и физических сил человека; это ограниченный (вследствие разделения труда) вид трудовой деятельности; это деятельность, которая направлена на пользу обществу. Профессия предполагает специальную подготовку и периодическую переподготовку. Она выполняется за определенное вознаграждение и дает человеку определенный социальный статус и принадлежность к профессиональному сообществу.

И если, например, в медицине можно говорить хоть о какой-то устойчивости профессий, то, например, в бурно развивающейся области информационных технологий это практически невозможно.

В еще недавно вышедших книгах по профориентации можно найти достаточно четкие описания различий между профессией, должностью, специальностью. Но вряд ли кто сможет четко определить, к какой из этих категорий можно отнести весьма доходное ныне выполнение трудовых действий системного администратора или ИТ-менеджера.

На должности администратора по защите информации можно встретить выпускников как знаменитого "бауманского училиша", так и РГГУ (в Российском государственном гуманитарном университете, несмотря на слово "гуманитарный" в названии ВУЗа, готовят таких специалистов).

Слово "директор", казалось бы, должно обозначать должность. Но разве нельзя назвать только должностью роль Директора информационной службы крупного предприятия. Они сами отождествляют свой труд даже не с профессией, а с талантом. Однако вряд ли можно реализовать этот талант, не имея, помимо личностных качеств и опыта работы, дополнительной подготовки в одном из ведущих ВУЗов страны, заканчивающейся получением диплома MBA (Master of Business Administration).

А как определить - кем является, например, фрила?нсер. Для этого понятия есть много определений. Часто так называют человека, выполняющего какую-либо работу удалённо (используя телекоммуникации) и появляющегося перед руководителем лично только по мере необходимости. Такая удалённая работа распространена в таких областях деятельности, как журналистика, программирование, веб-дизайн, перевод, консалтинг.

Полученная в учебном заведении профессионального образования специальность сейчас достаточно часто не привязывает человека к определенной профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе, 40% второкурсников ВУЗов уверены в том, что они получат высшее образование, в столице только 5% выпускников педвузов собираются работать в школе, а больше половины наших соотечественников полностью сменило за последние 15 лет род своей работы.

Такие же сильные изменения произошли в настоящее время и с представлениями подростков о профессиях, их намерениями. Только незначительная часть подростков может не просто назвать привлекающую их профессию, но и объяснить, где работают, что и в каких делают ее представители, каковы пути ее получения.

Интересные результаты показывает тест, в котором подросткам предлагается "нарисовать свой город". Какие только объекты не появляются на рисунках подростков, но только единицы из их общего числа могут отметить среди них вероятное место своей будущей работы. То, что специалисты называют профессиями, в сознании старшеклассников представлено скорее как некие стереотипы. Гораздо в большей степени можно вести диалог со старшеклассниками не о "выборе профессии", а о выборе "образа жизни" и конкретизировать этот выбор через возможные варианты продолжения послешкольного образования. Чаще всего можно встретить либо отсутствие таких вариантов, либо внешне навязанные (чаще всего - родителями) умозрительные представления о вероятном послешкольном будущем.

Большой редкостью является желание подростка участвовать в процессах, связанных с развитием отечественного реального сектора экономики. Но даже очень востребованная "сфера услуг" у подростков, как правило, вызывает ряд негативных ассоциаций.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005