продолжение
Мифы о профессии и том, как ее выбирают

Так, отечественным психологом Е.А.Климовым описан очень распространенный не только в подростковой среде феномен обесценивания чужих, незнакомых профессий, непонимание их значимости, сложности, роли в жизни человека; недооценка того, что человек может в своей профессиональной деятельности, такой непонятной, непрестижной, специфической, неактуальной на первый взгляд, иногда - просто странной может видеть цель своего существования. И что упоминание будущей профессии почти любого из смеющихся "здесь и сейчас" тоже когда-то сможет вызвать смех очередного поколения тинейджеров.

Например, упоминание профессиональной деятельности сантехника традиционно вызывает в классе смех. Но вот в Канаде человека не возьмут на работу сантехником, если он не пройдет сертификацию и не получит специальную лицензию. Раз в два года сантехник обязан пройти краткосрочное обучение, подтвердить квалификацию и только после этого сдать экзамен на право заниматься сантехническими работами. Соотвественно, для такого сантехника будет свойственен и позитивный имидж, и уважение клиентов, и профессиональная востребованность, и финансовая свобода.

Можно ли говорить о том, что подросток сейчас в старших классах имеет возможность выбирать именно "профессию". Если понимать слово "профессия" очень расширительно - то можно. Но более корректно говорить о выборе места продолжения образования.

А делать этот выбор можно двумя возможными способами. Первый - самый простой. Выбрать из перечня возможных вариантов какой либо один, и отложить на потом более точный, конкретный выбор "по ситуации". Второй способ - воспользоваться более сложным, специальным алгоритмом выбора, исходя их конструирования нескольких вариантов в соответствии со специальностями и направлениями послешкольного образования.

Итак, мы живем в мире мифов и сознательно окружаем себя, как защитным коконом, все новыми и новыми мифами. Часть из них затрагивают обсуждаемую нами проблему профессионального самоопределения подростка. Тоталитарное устройство школы, как и столетия назад, выполняя благую миссию "образования", тем не менее, старается придать человеку, обучающемуся в ней, некий исходно заданный образ, показать, каким человек должен стать в соответствии с неким внешне заданным "стандартом". Подросток же, сопротивляясь этому воздействию, каким то, одному ему известным способом, находит путь к собственному самовыражению, в том числе в аспекте проектирования послешкольного маршрута. В этом ему помогает (или, наоборот, мешает) целый ряд людей и их сообществ. Самые близкие из них - это его родители. Они тоже являются носителями тех мифов, которые не только препятствуют пониманию сущности самоопределения человека, но и защищают от "шока", неизбежного в ситуациях самоопределения, в определенной степени - от шока незнания и преодоления этого незнания, иммунитет к которому не был привит в ходе многих лет обучения в школе.

Приблизиться к пониманию этих мифов, выработать свою позицию по отношению к ним - означает сделать шаг к тому, чтобы организовать отношения с трудовой и профессиональной культурой как диалогические и партнерские. Чтобы образовательный храм, в котором живут, умирают и рождаются новые мифы, стал не только прибежищем его прихожан, но еще и мастерской, ателье, где прихожане кроят свой индивидуальный образовательный и профессиональный костюм.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005