Дистанционное образование как эффективный способ дополнительного профильного образования.
Продолжение

Анатолий Ремнев

Во-первых, для молодых людей, приходящих в классы и аудитории в последние годы, привычно использование в окружающей их жизни компьютеров и Интернет-технологий. Поэтому им необходимы новые формы образования. Несоответствие традиционных форм обучения новым условиям, неиспользование современных технологий порождает у учащихся апатию и скуку, значительно снижая эффективность образования. Не случайно в целом по странам СНГ 75% выпускников вузов не хотят работать по специальности. В дистанционном же обучении преподаватель и обучаемый находятся в состоянии постоянного педагогического взаимодействия, где частоту общения с преподавателем определяет сам обучаемый. Созданная специально для этого информационная среда позволяет удовлетворять потребности в том режиме, в котором это наиболее удобно и экономично. При творческом участии преподавателя (тьютора), потребитель дистанционного обучения создаёт собственную модель обучения тому или иному предмету.

Во-вторых, дистанционное образование в современных реалиях может в значительной степени разрешить возникшую проблему "отбора" обучаемых в учебные заведения. Не все могут поступить на желаемый профиль обучения, чтобы получить именно те знания, которые необходимы индивидууму для его жизнедеятельности. Особенно остра эта проблема для взрослых людей "нестуденческого" возраста. Поэтому необходимо максимально приблизить обучение к тем, кому оно действительно необходимо. Дистанционное образование позволяет оптимально разрешить эту проблему. Опыт развитых стран показывает, что система обучения совершенствуется именно в этом направлении. К примеру, в США 49% обучающихся по дистанционному образованию - это студенты на дому, а 18% - это работники, обучающиеся на своих рабочих местах.

В-третьих, в условиях рыночной экономики постоянно возрастают требования к получению современных знаний и новых навыков у уже сформировавшихся специалистов. Потребность в непрерывном переобучении - это веление времени. Дистанционное обучение позволяет эффективно решить эту проблему. Постоянное развитие электронных технологий и Интернет вызывает значительные изменения в образовательных потребностях, и, прежде всего, проявляется потребность в образовании на протяжении всей трудовой жизни. Например, сейчас 80% взрослого населения США считает, что дополнительное обучение и образование является важным моментом для успешной работы; за последние три года 61% получили подготовку и образование, связанные с профессией; людей всё больше привлекает дистанционное образование, имеющее относительно большой доступ из дома или компьютеров на рабочем месте. В условиях простора СНГ применение дистанционного образования для подготовки специалистов различного профиля помогло бы, с одной стороны, преодолеть региональную замкнутость в получении специализированного образования, а с другой стороны, оно способствовало бы подготовке квалифицированных менеджеров и специалистов на местах.

Поэтому программы дистанционного образования должны предлагаться и учащимся школ, и студентам вузов, и взрослым людям, независимо от их возраста и социального статуса.