Программирование в средней школе.
ЧАСТЬ 1. КАК УЧИТЬ или Методическая структура изучения программирования в курсе средней школы

Анатолий Ремнев
учитель информатики высшей категории гимназии № 1 г. Тараз, Казахстан,
зам.директора по УВР, сетевой координатор школы
E-mail: rtc_ru@mail.ru


Как-то я прочитал историю, как один студент решил помочь своей знакомой разобраться с программой, которая "не запускается". На ее рабочем месте он обнаружил инструкцию, содержащую следующие три пункта (в скобках приведены комментарии студента):
– включить компьютер и дождаться пока экран посинеет (загрузится NC);
– 6 раз нажать кнопку со стрелкой вниз, потом Enter (зайти в нужный каталог);
– 15 (!) раз стрелка вниз, Enter (запустить программу).

Кто-то удалил из каталога ненужный ВАК-файл, и прилежно исполняющая инструкцию дама оказалась в тупике.

Перед нами доведенный до абсурда образец пользовательского подхода к обучению работы на компьютере, когда не надо ничего понимать, а можно просто запомнить последовательность действий, приводящих к желаемому результату.

Справедливости ради отметим, что бывают исключительные случаи, когда такой подход оправдан, но они не имеют никакого отношения к процессу обучения. Но если в школе "объясняют", что для построения круговой диаграммы надо написать числа там-то, нажать кнопку такую-то, ввести в окошечке название и т.д., то это только имитация обучения, так как ученики не понимают принципов работы и окажутся беспомощными перед аналогичной программой, но с другим интерфейсом пользователя.

Обучать - значит давать фундаментальные знания, понимание изучаемых процессов. Что толку, если мы на химии только покажем, как взять вещество А, долить жидкости В, нагреть и т.д.? Без химических формул, таблицы Менделеева и прочих фундаментальных знаний ни о каком образовании в этой области говорить нельзя. То же самое с физикой, математикой и другими предметами. Информатика - исключение.

Хорошо все начиналось, но что мы имеем теперь? Рисование поздравительных открыток начали называть изучением методов обработки графической информации, набор в две колонки статьи в стенгазету - изучением текстовых процессоров, а бесцельное брожение по Интернету - изучением телекоммуникационных технологий. Пользоваться всем этим нужно. Выставки компьютерной графики, красиво оформленные газеты, web-странички школ, общение по электронной почте со сверстниками за рубежом становятся нормой школьной жизни. Но эти вещи не должны становиться содержанием информатики.