Дистанционное образование как эффективный способ дополнительного профильного образования.
Продолжение
Анатолий Ремнев
Действительно, обучение программированию является одним из наиболее популярных направлений профильного обучения как в школах, так и в других системах образования: ВУЗы, коммерческие курсы и др.
Соответственно, программирование было широко представлено в системе ОСО (http://oso.rcsz.ru/info/inf.htm) по различным направлениям:
- традиционное алгоритмическое
- cтиль программиста
- олимпиадное программирование
- полигон нестандартных задач
- visual-программирование
- курс Delphi для начинающего программиста
- программирование на С++
- ЛОГО (обучающая алгоритмиченская среда)
И, конечно, важно отметить, что секции "Модель эксперимента. VBA" и "Моделирование экономики в электронных таблицах Excel" имеют прямое отношение к алгоритмизации функций использования ИТ в производственной деятельности с применением современных компьютерных средств.
Основной проблемой при изучении программирования является не столько изучение операторов какого-либо языка, сколько выработка умения правильно и оптимально применять средства языка программирования для решения или автоматизации той или иной задачи. Исходя из этого определялась тематика курсов "Полигон нестандартных задач" и "Олимпиадное программирование" (координатор - А. А. Ремнев).
Следующим вопросом при проектировании курсов было: "Каким образом научить программированию?", "Что такое программирование? Ремесло, наука или искусство?". Или, применяя модную формулу, это "три в одном"?
Конечно, все зависит от уровня подготовки: кодирование алгоритма это в своем роде ремесло, разработка приемов программирования - наука, поиск алгоритмов - искусство. Но не столь важно, как назвать программирование, важно овладеть им. Как? Можно записаться на кучу лекций или купить гору литературы и начать ее штудировать. Но это сродни обучению плаванию в сухом бассейне. А можно погрузиться в океан задач и решать, решать, решать. Такой тренинг позволит овладеть ремеслом. Если добавить чуть-чуть теории, то вроде как и наука уже освоится. Ну, а если пробудится творческий "зуд", то там и до искусства недалеко. Тем не менее, решение задач само по себе скучное, утомительное занятие, в некоторой степени даже нудное, поскольку требует систематического решения множества типовых задач, что в конечном результате может привести к потере интереса обучаемых к изучению материала. Поэтому кроме тщательного подбора задач, являющихся в некоторой степени творческими, связанными с жизнью, в ОСО была введена соревновательная часть, состоящая из решения конкурсных задач по темам курса и дополнительных конкурсов, направленных на творческое применение навыков работы с ПК и расширение кругозора обучаемых в области информационных технологий. Задания такого рода называются эвристическими, поскольку не предполагают однозначно правильного ответа. Примерами таких заданий могут быть следующие: "Что по своей сути идеальный компьютер: огненный шар или черная дыра?", "Какое отношение имеет колбаса к электронной почте?", и др.