Технология "Тьюторство" - образовательный поиск наставника и подопечного. ЧАСТЬ 1.
Продуктивное обучение.
Продолжение

С. В. Федотова


Естественная хаотичность, присущая ученикам, впервые занимающимся проблемными задачами, под руководством обучающего приобретает целенаправленную научную деятельность: учитель указывает источники информации, направляет поиск идей, не дает уйти в сторону от заданной проблемы, помогает устранить тупиковые ситуации. Консультативная помощь проводится в рамках соблюдения доли самостоятельности обучаемых, которая зависит от возраста, а также собственного опыта учащихся.


соотношение доли участия тьютора и ученика
в совместной работе над проблемой

Главным остается условие совместной работы от начала и до последнего этапа, условие постоянного внимания и уверенности ученика в своевременной поддержке учителя.Проблемное обучение отвечает определенным дидактическим требованиям:

  • учебная проблема имеет конечное решение, которое обязательно открывается учащимся после работы
  • оптимальность выбора проблемы по трудоемкости и по времени исполнения для учащихся
  • при постановке проблемы должно быть достигнуто правильное понимание задачи всеми учащимися
  • ясная и полная формулировка начальных условий, четкое представление конечных результатов, которые необходимо получить
  • соблюдение принципа "от простого к сложному": последовательный ступенчатый переход по уровням задач только при фиксированном положительном предыдущем результате обучения
  • обеспечение обстановки дружественного психологического комфорта, ненаказуемости, поощрения успеха, взаимоподдержки и равноправного сотрудничества в группе
  • создание эмоционального фона увлеченности проблемой, наличие заинтересованности в результатах ее решения, т. е. соответствие проблемы профессиональным интересам учащихся

Как видно задача учителя очень сложна, требует высокой педагогической квалификации и практики работы в данном направлении. В основе проблемного обучения лежит индивидуально-дифференциированный подход, базирующийся на поисково-деятельностных образовательных технологиях, таких как: исследование, проект или проектно-исследовательская деятельность.