Программирование в средней школе. ЧАСТЬ 3.
Продолжение.

Анатолий Ремнев


6. Строковые величины

Цель данного раздела - ознакомить учащихся со строковым типом данных и показать приемы обработки информации такого типа при помощи базовых операций: конкатенации, "вырезка" справа, слева и с любой позиции строки.

7. Простейшие операции над одномерными массивами

Цель данного раздела - научить учащихся правильно описывать, вводить, выводить и обрабатывать одномерные массивы. Стандартными в данном разделе следует считать задачи на поиск максимального и минимального элементов, сдвиг и перестановку элементов массива и, наконец, его сортировку. Следует использовать также нетривиальные задачи, при решении которых используются одномерные массивы, например вычислить по схеме Горнера значение полинома или такие.

Пример. С клавиатуры вводятся два целых числа 0 < m, n < 101, а затем m + n элементов целочисленных элементов массива, каждый из которых по модулю не превосходит 32 767. Не используя дополнительных массивов, требуется переставить местами первые n и последующие m элементов массива. Вывести на экран полученный в результате перестановки массив, разделяя его элементы пробелами.

Пример. С клавиатуры вводится некоторый текст на английском языке, заканчивающийся точкой. Распечатать сведения о том, сколько каких английских букв в тексте. Учесть, что в тексте могут встречаться символы, отличные от латинских букв. Прописные и строчные буквы при подсчете не различать. Вывести на экран 26 чисел, каждое в новой строке, первое из которых соответствует количеству букв a в тексте, второе - букв b и т.д.

8. Двумерные массивы

Набор задач - тот же, что и для одномерных массивов. Обработку двумерных массивов следует рассматривать как усложненный алгоритмический (не математический!) вариант простых массивов. Согласитесь, что основным усложнением будет правильное использование вложенных циклов для решения задач с использованием двумерных массивов.

9. Процедуры и функции

Наиболее удачным примером для применения процедур на начальном этапе обучения программированию являются задачи сортировки и поиска. Другой класс задач, требующий естественного применения процедур и функций, - простейшие численные методы интегрирования, а также решение трансцендентных уравнений методами деления пополам, хорд, касательных или итераций.

Дополнительными к перечисленным категориям являются программирование графиков и программирование операций с файлами.