Дистанционное образование как эффективный способ дополнительного профильного образования.
Продолжение
Анатолий Ремнев
Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах.
Прежде всего определимся с типологическими признаками. Таковыми могут быть:
- Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, роле-игровой, ознакомительно-ориентировочный, и др.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проектов.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
- Исследовательские Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примером являются проекты ассоциации I * EARN.
- Творческие Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников. В качестве примера можно привести Фестиваль "УМНИК".
- Информационные проекты Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Наиболее типовым проектом такого рода является проект "ThinkQuest".
- Практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на интересы самих участников результат. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Наиболее известны проекты такого рода, как ДООГ и ДООИ.