Профильное обучение

Тетраэдер в кубе
или твердотельное моделирование в школе.
Продолжение

Богуславский А. А.


История: САПР в школе

В результате поиска реального применения компьютера в учебном процессе общеобразовательной школы автор в 1991 г. пришел к выводу о том, что наиболее естественное и реально возможное применение компьютер может найти в преподавании школьного курса черчения.

Действительно, если принять, что ПК должен заменить прежде всего рутинную работу, то в процессе обучения материал урока, как правило, представляет для обучаемого небольшое открытие. Замена демонстрационного эксперимента, например, на уроках физики виртуальным экспериментом производит впечатление [6, 7], но производится, как правило, из-за недостаточного финансирования. Однако, следует обратить внимание на то, что распространение высокотехнологичных товаров повседневного спроса позволяет с легкостью демонстрировать физические явления, что было совершенно недоступно еще десять лет назад. Достаточно только упомянуть полупроводниковые лазеры и лазерные диски.

В результате анализа доступных отечественных и зарубежных САПР автор остановился на чертежно-графическом редакторе КОМПАС-ГРАФИК, который является базовым для всех программных продуктов фирмы АСКОН [8], головной офис которой находится в С-Петербурге.

Школьная "дискетная" версия выпущена летом 1992 года: программа получила название "КОМПАС-Школьник". Методическое обеспечение в совокупности с "КОМПАС-Школьник" и составило содержание программно-методического комплекса № 6 "Школьная система автоматизированного проектирования", который размещен на сайте Министерства образования РФ [9].

Перенос акцента в применении ИКТ на образовательную область "Технология" был встречен достаточно осторожно, т.к. понятия "информатика" и "информационные технологии" связывались и продолжают связываться в подготовке учителя в первую очередь с математикой. Этот подход, на взгляд автора, совершенно не учитывает изменения в аппаратном и программном обеспечении, в смене парадигмы информатизации образования.

Вместе с тем, автор не подвержен иллюзиям, т.к. жизнеспособность любых инноваций в образовании должна проверяться через одно-два поколения. Можно констатировать, что сегодня мы находимся на середине этого интересного пути. Мы полагаем, что только творчески работающие учителя, особенно молодые учителя, освоивший в ВУЗе самые современные технологии преподавания, смогут успешно применить их в школе.

В январе 2001 года компания АСКОН, ведущая целенаправленную политику поддержки российского среднего и высшего образования, выпустила некоммерческий образовательный пакет твердотельного моделирования КОМПАС-3D LT, которая завоевала огромную популярность у студентов, учащихся и домашних пользователей не только в России, но и за рубежом. В начале 2002 года была выпущена версия КОМПАС-3D LT 5.11, которую можно "скачать с сайтов фирмы.