Программа руководства научно-исследовательской и реферативной деятельностью старшеклассников

Денисович Марина Валентиновна
учитель информатики высшей категории,
МОУ "гимназия №11", г. Анжеро-Судженск, Кемеровской области
E-mail: marina_d@ngs.ru


Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системноинформационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, быстро развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Стремительное развитие социальной информатики, нарастающий объем информации, получаемой не только через телевидение и радио, но и через информационные ресурсы Интернета, приводит к возрастанию потребностей к умению ориентироваться в современном информационном мире, в мире современных технологий. На этом же фоне происходит быстрое обесценивание предыдущего опыта, возникают принципиально новые задачи.

В связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода и переходом образовательных учреждений к профильному обучению, увеличение часов направленно на расширение проектной деятельности Формирование ключевых компетенций у учащихся является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя. В основе работы учителя лежит стремление передать знания, ценности, прогрессивный опыт творческой и научно-исследовательской деятельности каждому своему ученику. Немаловажную роль в этом процессе играет то, как сработает связка учитель-ученик. Именно научно-исследовательская и проектная работа учащихся способствует внедрению компетентностного подхода в обучении учащихся. В успехе ученика в научном исследовании или проектной деятельности большая доля грамотного руководства научно-исследовательской работой со стороны учителя. По-этому любой научный руководитель должен проставить перед собой основные задачи научить, овладеть, познать.

Руководитель научно-исследовательской работой по информатике должен НАУЧИТЬ СВОЕГО УЧЕНИКА:

  • определять цель научно исследовательской работы;
  • уметь выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской работе;
  • уметь определять гипотезу в проекте;
  • уметь определять идей и способы решения поставленных задач;
  • уметь прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критериев их оценки;
  • уметь определение допустимых сроков исполнения проекта;
  • уметь работать с литературой, выделять главное;
  • грамотно использовать в своей работе материалы сайтов Internet;
  • соблюдать права охраны программ и данных, соблюдать авторские права;
  • знать правила оформления научной работы;
  • уметь грамотно оформить работу;
  • уметь подготовить доклад для выступлений на научно-практической конференции;
  • грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли , уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
  • уметь подготовить тезисы для публикаций по результатам работы.

    Основная ЦЕЛЬ руководства научно-исследовательской работой учащегося, которую должен поставить перед собой каждый научный руководитель - стремление передать знания, ценности, прогрессивный опыт творческой и научно-исследовательской деятельности каждому своему ученику.

    При этом учитель для себя должен поставить ЗАДАЧИ:

  • Осуществлять руководство с достаточными полномочиями на принятие решений, способность действовать энергично и целеустремленно.
  • Определять и четко формулировать цель и задачи.
  • Обучать ученика, работающего над исследовательской работой;.
  • Постоянная коррекция хода реализации практической и теоретической частью работы (планирование, согласование, информация и обучение).
  • Постоянный контроль за полученными результатами: систематическая оценка хода реализации проекта.

Программа предусматривает помимо проведения индивидуальных занятий, чтение установочных лекций, проведение практических занятий, самостоятельных поисковых работ, самостоятельное создания учащимися проектов и защита этих проектов перед аудиторией. Особое место в данном курсе отводится практической и самостоятельной работе учащимися за компьютером.

Итогом руководства научно-исследовательской работой учащегося является выступление на школьной научно-практической конференции и внешняя экспертиза на конференциях различного уровня в АСФКемГУ, КемГУ, ТГПУ, Новокузнецкий филиал КемГУ, Всероссийские Интернет-проекты.

Курс рассчитан на 34 часа 9 - 11 классах.

Список литературы
Приложение 1. Темы исследовательских работ старшеклассников (2004-2005 уч. год)
Приложение 2. Темы реферативных работ старшеклассников