Профильное обучение

Тетраэдер в кубе
или твердотельное моделирование в школе.
Продолжение

Богуславский А. А.


Цифровая революция и высокие технологии

Результаты научно-методической работы и опыт практического использования персональных компьютеров (ПК) позволили сделать вывод о том, что основным фактором происходящих за последние тридцать лет технологических изменений является "цифровая революция", которая позволила в единой форме создавать, передавать, хранить информацию различных типов. При этом роль (парадигма) персонального компьютера может быть описана тремя положениями высказанными в разное время ведущими учеными нашей страны: акад. Глушковым, В.М., Дородницыным А.А., Лавровым С.С.

1. Центральная роль ПК состоит прежде всего в хранении и организации доступа, в том числе и через сеть Интернет, к множеству различных данных и информации. Именно сейчас осуществился прогноз В.М. Глушкова о том, что "… уже в ближайшем будущем каждому образованному человеку надлежит быть знакомым с основами безбумажной информатики" [1].

2. Аппаратное (hardware) и программное (software) обеспечение практически достигло насыщения и может удовлетворить практически все запросы творчески работающего учителя. Существующее на сегодняшний день программное обеспечение "впитало" знания соответствующих предметных областей. Введенное на заре информатизации понятие brainware [2,3], сегодня может рассматриваться как интеллектуальный уровень "пользователя ПК".

3. "Программирование - искусство заставить компьютер решить поставленную перед человеком задачу." [4]

Совместный анализ этих положений приводит к, вообще говоря, "тривиальному факту": рационально использовать ПК может только тот, кто имеет фундаментальную подготовку в определенной предметной области. Таким образом, развитие высоких технологий, а ПК является их ярким продуктом, с необходимостью требует усиления фундаментальной естественно-научной подготовки и формирования научно-технического мышления.

В тоже время использование так называемых "универсальных" компьютерных программ в процессе обучения ложится дополнительным грузом на учащихся, т.к. требует освоения несвойственных школе и ВУЗу предметных областей, лишь часть из которых может быть отнесена к предпрофессиональной подготовке.