Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов

Давыдова-Мартынова Елена Игоревна
учитель информатики, истории и права
ГОУ гимназии № 1517


Практические методы осуществления индивидуального подхода к организации научно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов

Важным этапом поддержки исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов является разъяснение особенностей различных типов работ. Необходимо, чтобы ребята выбрали оптимальную форму для своего исследования.

Так, одной из форм исследования может быть ролевой или игровой проект. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, исторические персоналии и др. Цель такого проекта - глубокое изучение и реконструкция явления, события, факта.

Примером может служить разработанный на интегрированных уроках истории и информатики проект "Влияние петровских преобразований на развитие культуры и быта", который был задуман как виртуальное путешествие в петровскую эпоху. Ученикам 6 класса гимназии было дано задание: собрать информацию о нововведениях Петра I в бытовую, повседневную сферу жизни российского общества первой четверти XVIII века. Цель, которую ставили перед собой виртуальные путешественники во времени - найти сведения, которые широко не освещены в учебной литературе, разыскать мельчайшие подробности внедрения новшеств в традиционные устои русского общества, проследить их дальнейшую судьбу.

Параллельно с оформлением результатов виртуального путешествия, ученики готовили урок-ассамблею, на котором в театрализованной беседе былo представлено отношение различных слоев населения к нововведениям Петра I. Такой интегрированный урок с использованием новейших мультимедийных технологий позволил создать эффект погружения в исследуемую эпоху. Презентация проекта, выполненная с помощью программы Power Point, получила Гран-при на конкурсе в "Доме детского творчества" в 2003 году.

Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности учащихся очень важен и при проведении собственно исследовательских проектов. Ребята должны понять суть такой работы, результатом которой должно стать решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Исследовательские проекты могут быть предметными или межпредметными.

Примером последнего вида может служить работа, выполненная ученицей 5 класса нашей гимназии Зюзюковой Марии "Исследование использования ресурсов сети Интернет в учебной деятельности гимназистов". Изначально тема проекта была сформулирована как "Исследование использования ресурсов сети Интернет при подготовке к урокам истории". Ознакомившись с общими сведениями о сети Интернет, а также проработав данные о возможностях образовательных сайтов, девочка предложила расширить предмет исследования.

Сложности возникли с постановкой цели работы, а также с выдвижением гипотезы. Ознакомившись с исследовательскими работами учащихся, Маша Зюзюкова по аналогии предприняла самостоятельную попытку сформулировать цель и гипотезы работы. После небольшой корректировки они были одобрены, и началось собственно исследование.

О работе Маши Зюзюковой хотелось бы рассказать более подробно. Гимназистка стала лауреатом окружного конкурса "Исследовательская деятельность учащихся", проходившего в рамках IX фестиваля детского и юношеского творчества "Юные таланты Московии", а также заняла II место на конкурсе "Проектная неделя на Северо-Западе". Кроме того, Маша получила приглашение представить свою работу на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского и на открытой гуманитарной конференции школьных исследовательских работ "Вышгород - 2005".

Гипотезами представляемого исследования были выдвинуты предположения о том, что, во-первых, гимназисты используют ресурсы сети Интернет для самостоятельной подготовки к учебным предметам и, во-вторых, существуют сайты, использование материалов которых может быть рекомендовано учителями. Была составлена анкета - опросник для выявления учебных предметов при подготовке к которым гимназистами используются ресурсы сети Интернет, а также исследования того, как часто гимназисты пользуются образовательными ресурсами сети Интернет. Всего в опросе приняли участие 50 гимназистов, учеников 5-11 классов, выбранных произвольным способом.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
купить матовый керамогранит 600х600 в Краснодаре Что такое керамогранит? Керамогранит (керамический гранит) – искусственно созданный в конце XX века отделочный материал. Все сырье при этом имеет натуральное происхождение, а значит оно экологически чистое и безопасное.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005