Одиннадцать шагов в профессиональную будущность

П. С. Лернер


ЧТО ДОЛЖНО ПОЛУЧИТСЯ?

В результате коллективной интеллектуальной игры будут созданы новые пред-ставления и знания, будет расширен кругозор каждого активного участника.

Выполнение нескольких проб, по замыслу, должно способствовать повышению образованности, в частности, определяемой системообразующим компонентом, представляющим жизненную ценность и называемым нами "банком обобщенных умений действовать" ("умений-действий"), среди которых:

  • Фактор времени. Планирование и учет затрат своего и чужого времени. Рационализация экономии времени. Бездефектность работы. "В конечном счете любая экономия сводится к экономии времени".
  • Кодирование информации. Использование зрительно-пространственного, вербального, цифрового, эмоционально-образного, тактильного и др. кодов..
  • Свертывание/развертывание информации: устная речь, письменный текст, формулы, функциональные зависимости, графики, диаграммы, схемы, звук, цвет и др.
  • Со-творение Я-знаний. Конвертирование данных (сигналов) в информацию; структурирование информации и ее ранжирование по значимости; использование информации в практической деятельности; оценка достоверности информации по результатам практической деятельности; обобщение опыта применения информации как создание Я-знания. Познание "объективности" знаний, "противоречивости истин".
  • Любознательность. Цепная (спонтанная), когда узнавание воспринимается как необходимое условие удовлетворения потребности в сотворении Я-знания для расширения свободы индивидуального бытия.
  • Зоркость в поисках проблем. Выход за рамки имеющихся знаний и представлений, понимание возможности улучшения и усовершенствования знаний, предметов, технологий, решений, способов действия и т.п.
  • Способность к сцеплению и переносу информации и знаний, объединять их с ранее известными, включать в уже имеющуюся систему знаний. При этом важна гибкость мышления, то есть способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию, что позволяет перейти к целостному (интегративному) знанию - "все во всем".
  • Генерирование идей. Не обязательно, чтобы каждая предложенная идея была "правильной", тем более "блестящей".
  • Общительность (коммуникабельность). Умение ладить с людьми, способность совместной работы с руководителем и коллегами, умение ставить вопросы для конструктивного обсуждения, анализировать чужие мнения, поддерживать конструктивный разговор или переписку, принимать и уступать роль лидера. Общительность предполагает принятие и понимание различных "посланий" - литературных и поэтических текстов, произведений искусства, конструкций, дизайна, изобретений и т.д.
  • Понимание морфологии инструментов. В первую очередь, ручных как отражение эволюции труда, как создание первых "искусственных органов" человека.
  • Принятие игр по правилам. Восприятие собственного и чужого бытия как множественность игр и ролей. Опыт ролевых и деловых игр. Рефлексия игры, ролей. Игра как путь к себе другому.

Главное, вами должна быть испытана радость познания, радость игры ваших интеллектуальных и волевых сил

Не кажется ли Вам, что теперь, после выполнения нескольких проб и сравнения полученных результатов, Вы будете иметь некоторые объективные основания для осознанного выбора профиля образования в 10-11 классах, для выбора направления получения того или иного профессионального образования после окончания школы, для конструктивных размышлений о своих жизненном и профессиональном самоопределении?