Одиннадцать шагов в профессиональную будущность

П. С. Лернер


БУДУТ ЛИ ТРУДНОСТИ?

Конечно. Во-первых, незнакомые слова, термины, понятия, даже постановка вопросов. Ничего страшного: можно спросить, посмотреть в словаре, послушать мнения других ребят, расспросить старших и знающих.

Во-вторых, не всё с первого раза будет получаться. Ведь вам предстоит коллективно создавать знания, конструктивно общаться, а не искать готовые ответы в тексте учебника, рассчитывать только на память. Кстати, очень простых вопросов и заданий, вопросов, на которые все знают ответы, не будет, а кажущаяся простота легко может привести к ошибке, к заблуждению.

В-третьих, "продукт" работы с учебником и в группе окажется разным, так как читателю предстоит создать свое собственное представление по многим вопросам - в книге нет "правильных" знаний и точек зрения, а есть вероятностно-статистические, допустимые, приемлемые. К тому же, помимо систематического изложения материала, в книге довольно много калейдоскопической информации, требующей индивидуального осмысления.

В-четвёртых, нужны большие волевые усилия, чтобы не оказаться в коллективной интеллектуальной работе лишь наблюдателем, аутсайдером. Не надо стесняться своего успеха и неуспеха, но и не претендовать на майку лидера всегда и во всём, при выполнении любой пробы.

И еще надо иметь постоянный интерес. Точнее находить в заданиях и работе то, что вам действительно интересно. Если ничего не интересно, тогда тяжёлый случай.

Также нужны немалые волевые усилия, чтобы научиться пользоваться свободой в учебном процессе (пусть и в форме интеллектуальной игры), быть свободным и не бояться открытости своего разума. Что, кстати, очень нелегко, так как традиционное классно-предметно-урочное преподавание необходимых умений не дает.

К сожалению, классно-предметно-урочное преподавание является консервантом кризисного состояния образования, так как при его доминирующим положении в преподавании практически нельзя добиться повышения качества образования, а тем более сделать образование средством развития личности, улучшения качеств людей. Именно вам предстоит преодолеть нарастающее отчуждение учащихся от процесса и значимых результатов образования, стать первопроходцами инновационных педагогических технологий в профильных классах.

В-пятых, выполнение профессионально-технологических проб надо научиться воспринимать как интеллектуальную игру, в которой должны быть азарт и победы.

Правда, будет ещё одна трудность - с какой пробы начать? Вообще-то это дело вкуса и интересов, тем более, что порядок расположения проб в учебнике ничем не определён, можно сказать, почти случаен. Однако, для преодоления этой трудности желательно поразмышлять обо всём наборе, состоящем, как вы знаете, из 11 профессионально-технологических проб. Может быть, о чём-то скажет название.

КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ?

ВЫПОЛНЕННЫЕ ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ, ВАШЕ УЧАСТИЕ В КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ПО КРИТЕРИЯМ 1…10 БАЛЛАМИ:

  • Уровень понимания, усвоения заданий, вопросов;
  • Уровень качества выполнения заданий, то есть их полноту, осмысленность,словесное оформление, грамотность;
  • Уровень понимания существа дела, аргументированность высказываемых суждений и принимаемых решений, использование полученных знаний и понятий;
  • Уровень самостоятельности и оригинальности, творчества, широты знаний, неожиданности интересных примеров и предлагаемых решений

Кто будет оценивать?

Во-первых, Вы сами - если, конечно, Вы себе доверяете.

Во-вторых, любой подготовленный к этому человек (кто-то из родителей или родственников, друзья семьи, соседи, уважаемый школьный учитель), которого Вы считаете квалифицированным экспертом.

В-третьих, арифметика, то есть среднее арифметическое первых двух оценок.

В-четвёртых, каждый участник интеллектуальной игры под названием "Профессионально-технологическая проба самоопределения", конечно, оценивает каждого - хорошо, если по тем же критериям, а не предвзято, однобоко и сугубо субъективно.