Л. К. Панкевич
координатор ОСО-2005, секция "Экономика"
методист ОМЦ СЗОУО г. Москвы,
учитель информатики и экономики гимназии № 1517

Рекомендации по созданию исследовательского проекта


Специфика проекта как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении субъектно-объектных отношений в процессе обучения школьника. От системы Знание - Учитель - Ученик мы переходим к системе Знание - Ученик.

Педагогическая теория и существующая практика доказали, что эффективность системы обучения выше, если ученик сам становится субъектом обучения. Еще Лев Николаевич Толстой говорил: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью" .

Широкие возможности применения метода проектов дают основание для существования множества его типов. Особое место в этой типологии занимает исследовательский проект.

В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, используется его логика и структура. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы и детализации ее положений в задачах, аргументированного выбора методов исследования, проведения различного рода экспериментов, глубокого осмысления полученной информации и формулирования выводов в соответствии с поставленными задачами. Результатом такого исследования может быть отчет, публикация, участие в конкурсе проектов.

Уже стало традицией Северо-Западного округа г. Москвы проводить конкурс научно-исследовательских работ под названием "Лидер". На протяжении 4-х лет мне, как учителю экономики представлялась возможность участвовать в работе этого конкурса, готовить своих учеников для участия в нем. На протяжении этих лет я наблюдала динамику развития уровня работ, представленных на конкурс. Работ было представлено множество: как высокого уровня, так и откровенно сырых, требующих доработки. Поэтому, выбирая тему своей статьи, я остановилась на рекомендациях к работе над проектами, возможно, это поможет многим из нас учесть их в своей будущей работе и повысить их качество.

1. Остановлюсь на теме проекта, как очень важной отправной точке научного поиска. Очень часто неуспех работы заключается в неверном выборе темы, а часто и несоответствие темы содержанию работы. Наиболее простой путь - использовать формулировку темы, опубликованную в каком-либо сборнике или методическом пособии. Учитель, рекомендующий такую формулировку темы, рискует потерей новизны и, возможно, отсутствием интереса к этой теме учащихся. Тема, придуманная учителем, а еще лучше учителем, совместно с учениками, - мощный мотивирующий фактор для успешной работы над проектом. Приведу примеры рождения тем из собственной педагогической практики.

При изучении темы "Предпринимательство" мы вместе с учащимися посетили "Музей предпринимательства, благотворительности и меценатства", который находится на ул. Донской, 9. На уроке ребята обсуждали успех русских предпринимателей конца Х1Х начала ХХ века. Современное предпринимательство в России отделяет от того времени, названного "Золотым веком предпринимательства" почти 100 лет. Что же общего у современных предпринимателей и тех, что жили в то время? Что отличает их друг от друга? Каковы условия, традиции? Так возникла идея проекта, названного в последствии "Российское предпринимательство: история, традиции, современность".