Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов

Давыдова-Мартынова Елена Игоревна
учитель информатики, истории и права
ГОУ гимназии № 1517


Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности при проведении комплексных групповых проектов

При правильно выбранном индивидуальном подходе успешное исследование может быть получено в ходе комплексного группового проекта. Например, в рамках "Недели истории", которая ежегодно проходит в нашей гимназии, преподавателем Татьяной Анатольевной Мосичевой для учащихся 5-6 классов был предложен комплексный групповой проект "За страницами учебника".

Дети должны были выбрать интересующую их тему и раскрыть ее на основе материалов, которые не входят в школьный учебник истории. Так появились работы, получившие всеобщее признание в гимназии, а также занявшие 1 и 2 места на конкурсе "Проектная неделя на Северо-Западе": это мультимедийные учебные проекты "Дети Средневековья" ученицы 6 класса "А" Аболенской Ольги и "Древний Китай" ученика 5 класса "Б" Севостьянова Ильи. Необходимо отметить, что большинство ребят справились с заданиями - все проекты были показаны учащимся гимназии на итоговом смотре исторических работ, завершающем "Неделю истории".

Работы Ильи Севостьянова и Ольги Аболенской были рекомендованы к представлению на внегимназических конкурсах. В чем же их особенность? Элемент исследования проекта Ольги Аболенской "Дети Средневековья" состоит, в первую очередь в том, что автор обратилась к редким, малодоступным для школьников, специальным исследованиям. Гимназистка поставила своей целью изучить быт, правовой статус, особенности семейного и общественного воспитания и образования детей в Средние века. Для достижения цели, автором были поставлены четкие задачи, которые были успешно решены в ходе проведенного исследования. К несомненным достоинствам проекта относится со вкусом подобранный иллюстративный материал, а также звуковое оформление работы, выполненной в виде мультимедийной презентации с помощью программы Power Point.

Творчески подошел к выполнению задания и ученик 5 класса Илья Севостьянов. Успешно справившись с теоретической частью проекта, в практической части гимназист разработал небольшую интеллектуальную эстафету, в которой могут принять участие зрители. Расположив вопросы по возрастанию сложности в виде пирамидки, он предложил несколько вариантов ответов на каждый из них. Участники эстафеты могли выбрать уровень сложности вопроса по своему усмотрению. Слайды с правильными ответами содержат подробную информацию и иллюстрации к ней. Работа Ильи также выполнена с помощью программы Power Point, которая позволила автору использовать четкую систему навигации по проекту с помощью гиперссылок.

Творческий подход автора виден даже в таких, казалось бы мелочах, как оформление направлений в гиперссылках. Они выполнены в виде китайских иероглифов, по виду напоминающих стрелки. Прекрасным дополнением к работе послужило музыкальное оформление - старинная китайская музыка погружает зрителей в эпоху, которую исследует автор. Проект "Древний Китай" был успешно апробирован на итоговом показе "Недели истории": ребята, просмотрев материал о Древнем Китае, увлеченно включились в образовательную эстафету. Работа Ильи вполне может быть рекомендована как наглядное пособие на уроках истории и мировой художественной культуры.

Это не единственный пример индивидуальной научно-исследовательской разработки, которая появляется в рамках комплексных групповых проектов. Два интереснейших проекта зародились в ходе подготовки к "Неделе психологии" в гимназии. Педагог-психолог Елена Николаевна Гюлмалиева разработала групповой проект для учащихся 5-х классов "Тропинка трудностей". Ребята должны были выявить трудности, с которыми они сталкиваются в школьной жизни, а затем, под руководством психолога, предложить пошаговое решение этих проблем.

Ученицы 5 класса "В" Ксения Вечеря, Настя Панина и Маша Зюзюкова работаю сейчас над темой "Страхи и их особенности в подростковом возрасте". Девочки провели серьезный теоретический анализ, определив содержание понятия "страх" в психологии, выяснив, какие страхи свойственны детям младшего подросткового возраста. Следующей задачей исследователей станет проведение проективной методики, выявляющей наличие страха у их сверстников. Работа девочек представляет собой интереснейшее междисциплинарное научное исследование.

Для "Тропинки трудностей" разрабатывает очередной проект и Петя Сальников. В своей работе гимназист поставил целью доказать, что компьютерные игры негативно влияют на психику школьников. Несомненным достоинством его исследования является одна из рабочих гипотез: "Не все компьютерные игры одинаково влияют на психику. Образовательные и познавательные игры могут оказывать положительное воздействие на кругозор и эрудированность школьника".

Практика показала, что большинство затруднений гимназистов связано с формулировкой темы и цели исследования. Распространенная ошибка - постановка слишком широкой темы и, как следствие, неопределенность предмета исследования. Например - "Ядовитые растения" или "Фауна Австралии". Понятно, что работы на указанные темы будут представлять собой поверхностный обзор. Объясняя ребятам их ошибку, я привожу пример из книги Умберто Эко "Как написать дипломную работу", в котором автор доказывает, что невозможно написать хорошую дипломную работу на тему "Литература Нового времени". "Такой подход губителен. Эти масштабы устрашают и матерых ученых" *, а для молодого исследователя подобный подвиг нереален - это будет банальный список имен с цитатами.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005