Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


Профориентационная работа в том виде, в котором она ведется на Вашей экспериментальной площадке, занижает уровень притязаний школьника. Если у подростка есть мечта, то Вы своими лекциями о суровых реалиях рынка труда лишаете его этой мечты, снижаете ему уровень самооценки, ориентируете на более низкие ступени социальной лестницы.
(психолог, после лекции для школьников сотрудника службы занятости)

Вы в своих лекциях рисуете какую-то радужную картину, надеваете подростку розовые очки. Сейчас выпускник школы должен думать о том, чтобы хоть как-то и хоть где-то пристроиться - неужели Вы не видите, что происходит в обществе и на рынке труда?
(немосковские учителя)

Еще один пример двух вопросов, одновременно содержащих противоположные по своему смыслу суждения. Здесь речь идет скорее не о реальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг, а о проблеме оптимистической или же, наоборот, пессимистической позиции работника школы, а также о несколько разном видении профориентационной проблемы педагогами и психологами.

Демонстрация опасностей профессионального становления и саморазвития - это не запугивание школьника, а работа с идеей "шанса". Ведь именно кризисная ситуация, неудача в благополучном плавании "по воле волн" кого-то губит, а кому-то дает этот самый шанс на обретение себя в новом качестве и на новом уровне через преодоление трудностей и нестандартное решение возникшей проблемы.

В N-ском районе вообще может не быть ни одного предприятия, на что тогда ориентировать школьников?
(коллеги)

Даже в этом столь неблагополучном районе все равно существует рынок профессионального труда, на котором востребованы экскаваторщики и штукатурщики, милиционеры и охранники, пожарные и библиотекари, воспитатели в детских садах и медсестры, научные работники и курьеры, озеленители и балетмейстеры... Последняя упомянутая профессия в этом списке - не курьез. Как ни странно, но незаполненную вакансию балетмейстера можно найти даже на Сахалине, причем не в областном центре, а в малоизвестном городе Макаров… Дом культуры готов заключить с балетмейстером бессрочный контракт и осчастливить его заработной платой в размере 2730 рублей.

Профессиональная ориентация, если вникать в ее проблемы и заниматься ею со школьниками, отнимет и у нас и у ребят много сил и времени. И без того в 9 классе учебный план сильно перегружен и ребята очень заняты. А тут еще ОБЖ и информатику из старшей школы передвигают в основную! Поэтому и элективные курсы станут подготовкой к экзаменам (все равно школьник сам ничего не выбирает), и до Вашей профильной ориентации руки не у кого не дойдут. А в старшей школе и того больше - ребятам надо не только домашние задания выполнить, а еще и на подготовительные курсы идти вечером. Где взять время на "ориентацию"? Негде!
(учителя, методисты управлений образования)

Действительно, в отчаянной погоне за выполнением "стандарта" можно о многом забыть, не только о выборе дальнейшего пути.

Зачем вообще обсуждать выбор профессии, если ее все равно выбрать невозможно?
(учителя, психологи, школьники)

Действительно, профессию выбрать невозможно. Тем более раз и навсегда. Тем более если это не достаточно изолированная "медицинская", а очень размытая "гуманитарная" и тем более "офисная" профессия. Но практически каждому из будущих выпускников предстоит "разложить по полочкам" аргументы "за и против" той или иной вполне конкретной специальности, должности, социально-профессиональной роли, жизненной миссии… И в чем-то может помочь именно школа, а не родители, социум или общественно-политические организации.

Как же Вы будете изучать со школьниками мир профессионального труда - ведь профессий - четыре тысячи?
(коллеги)

Вполне возможно, что их гораздо больше, чем четыре тысячи. В международный стандарт классификации профессий двадцать лет назад было занесено почти десять тысяч профессий, причем только в нашей стране специалисты по профессиоведению насчитывают несколько десятков тысяч профессий "живущих", "рождающихся" и "умирающих".

Но и мировая литература также насчитывает не меньшее количество авторов и еще большее количество их произведений. А школа отбирает из всего этого массива несколько десятков наиболее достойных и универсальных по своей значимости. А также знакомит школьника с закономерностями их существования в культуре, со связями с другими ее элементами. И - самое главное - помогает определиться в своем, авторском отношении школьника к ним и в их интерпретации, применимости к своему жизненному сценарию.

Продолжая данную аналогию, можно привести очень короткую цитату из интервью с автором идеи вероятностного образования А.М.Лобком: "Количество культурной информации невероятно велико, а человек всю жизнь всего-то и делает, что ищет несколько своих книг, фильмов, видов деятельности". Известно, что воспроизведение в массовой практике опыта Школы вероятностного образования, как и опыта других "нестандартных" школ, может показаться обычному учителю чем-то нереальным. Действительно, редкий администратор позволит считать ценностью и педагогическим успехом не безукоризненное соблюдение учебного плана, а его преодоление - инициативно сделанный шаг вглубь или в сторону в ущерб запланированному шагу вперед. Но именно современная профориентация может стать примером необходимости реализации идей вероятностного образования, поскольку она по своей природе не может не быть вероятностной.