Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


Вам не представляется очевидным, что в 9 классе подросток не готов к осмыслению профориентационных проблем?
(учителя, коллеги, участники тематического интернет-форума)

Зачем нужна профориентационная работа в 11 классе - ведь в этот период она уже бессмысленна, так как ребята все уже выбрали? (очень часто задаваемый вопрос всеми работниками школы, преимущественно заместителями директоров)

Два противоположных вопроса, которые нельзя не объединить в один. И два очень распространенных заблуждения. В 9 классе (как и в первом, как и в пятом), школьник впитывает в себя не только школьную, но и внешкольную, гораздо более насыщенную профориентационно значимыми образами культурную информацию. А то, что он реально "выбрал" в 11 классе, чаще всего имеет отношение к различным формам предвузовской подготовки, о которой позаботились его родители, а не он сам.

Вообще мнения различных экспертов по проблеме готовности учащегося к послешкольному выбору различаются полярно. Принятая к руководству Министерством образования Концепция профильного обучения комментировалась утверждением о том, что более 70% выпускников ОСНОВНОЙ школы уже достаточно четко представляют себе "если не профессию, то сферу будущей деятельности". В то же время начальник Управления профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда Михаил Бубнов ссылается в газете "Первое Сентября" на исследования своего ведомства, которые говорят о том, что среди выпускников СТАРШЕЙ школы количество выбравших профессию колеблется от 0,5 до 4 процентов.

При этом совершенно очевидно, что вопрос о выборе именно профессии, а не направления продолжения образования и жизненных стереотипов сам по себе поставлен недостаточно корректно.

Кстати, результаты исследований, проведенного несколько лет назад психологическим центром "Генезис" ("Подросток на перекрестке эпох"), говорили о том, что именно девятиклассники находятся в наиболее "чувствительном" возрастном периоде для профориетационной работы.

В девятом классе учатся не подростки, а настоящие дети. Мы же видим круг их интересов и чувствуем их полную инфантильность. Они еще не готовы к таким разговорам и просто не поймут, о чем вы с ними говорите.
(учителя)

К сожалению, возможно, что не "еще", а "уже" не готовы. В 5-8 классах обязательно должно что-то происходить, позволяющее вовлекать школьника в диалог и совместные размышления о сути человеческого труда и о его социальной востребованности. Именно тогда девятый класс будет не столько предпрофильным, то есть предшествующим чему то более важному, чем то, что происходит сейчас, сколько самоценным как выпускной класс основной школы. Вот только риск причинить вольно или невольно вред директивными и манипулятивными средствами традиционной профориентации в основной школе еще более велик, чем в старшей.

Сейчас роль школы в профессиональном выборе школьника ничтожна, выбор профиля в старшей школе и места продолжения образования делают родители и это признано практически всеми. Зачем школе брать на себя несвойственные ей функции?
(учителя)

Как пишет А.В.Хуторской, "нельзя сказать, что родитель хочет своему ребенку плохого, но его желания основаны, как правило, на его собственном давнем опыте регламентирующей и "заставляющей" педагогики. Особенно этот вектор обостряется к выпускным классам, когда кроме как формальной ориентации на вуз родитель часто не имеет, причем профиль вуза часто соотносится родителем не с реальными способностями, интересами и достижениями ученика, а с коньюктурными или иными соображениями".

Кроме того, психологи часто говорят о феномене "программирования" родителями своих детей на те цели, которые сами родители не достигли в своей жизни, но считают их "правильными" и достойными для своего ребенка.

Поэтому школа в определенной степени должна быть некоторым конструктивным противовесом мнению родителей, которое в ряде случаев может отражать и "заказ общества" или "заказ государства". А уж у государства будет вполне обоснованный на абитуриентов, призывников, потребителей товаров и услуг и т.д.

Если, конечно, признать правомерным утверждения о том, что "общество создается в школе" и что "учитель не является послушным исполнителем на государевой службе".

А по поводу того, свойственна ли школе эта функция… Начальник отдела профориентации управления профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда Махмудов Л.Ш. считает, что школе окажется по силам справиться с этой задачей только при том условии, что в учебном заведении появится "менеджер с соответствующими функциями". По мнению Махмудова Л.Ш., школьники не прислушиваются к словам учителей потому, что "учителя не являются для ребят авторитетами в этой области и нередко сами бывают неверно осведомлены о положении дел на рынке труда. В класс должен прийти специалист, который сможет грамотно информировать учеников о мире профессий, возможностях трудоустройства, организовывать экскурсии на предприятия, проводить профессиональное тестирование, консультирование… Тогда у ребенка появится представление о его будущей карьере" (Цит. по газете "Первое Сентября", №57 за 2003 г.).