Статьи, интервью, публикации

Советы по обучению детей финансовой грамотности

19 декабря 2023 г.

Финансовая грамотность — это знания и навыки, позволяющие эффективно распоряжаться деньгами. С их помощью можно научиться вести личный бюджет, копить деньги даже с маленькой зарплатой и сформировать подушку безопасности для непредвиденных расходов. Основы грамотного обращения с финансами доступны и полезны всем. В идеале им нужно обучаться с раннего возраста, чтобы при вступлении во взрослую жизнь не возникло трудностей с распоряжением средствами. Расскажем о правилах обучения финансовой грамотности детей разных возрастов.

Как обучить ребенка финансовой грамотности

Особенности обучения зависят от возраста ребенка. На каждом этапе следует придерживаться определенных правил. Следование им поможет ребенку:

• понять основы ценообразования;

• узнать о ценности деньгах (какие усилия нужно приложить для заработка);

• ознакомиться с различными финансовыми инструментами;

• научиться эффективно планировать личный бюджет и откладывать деньги на достижение целей.

Рассмотрим нюансы детской психики в разных возрастах и расскажем об основных факторах, за счет которых повышается уровень финансовой грамотности ребенка.

Раннее детство (1–3 года)

Малыши любознательные и с интересом впитывают информацию из окружающего мира, поэтому следует начать обучение как можно раньше. В этом возрасте они учатся ходить и разговаривать. В этот период родители осознают, что их ребенок — личность. Малыш осознает свое «я» и не выполняет указания взрослых, поэтому часто сталкивается с запретами. Он знакомится с миром с помощью движений и органов чувств.

С 1 до 3 лет познание основ обращения с деньгами должно складываться из двух факторов:

• Знакомство с деньгами. Следует объяснить ребенку, что деньги можно обменять на продукты и игрушки. В магазине стоит обратить его внимание на то, как происходит оплата покупок. Можно купить игрушку-кассу и играть в магазин дома.

• Обучение в игровом формате. В двухлетнем возрасте можно рассказать малышу о видах денег в формате игры. Он будет с интересом щупать монеты, кидать их в копилку и доставать оттуда. Это крайне важный этап. Также можно познакомить ребенка с пластиковой карточкой. Главное следить за ним, чтобы он не проглотил монету или еще как-то не навредил себе.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Для этого возраста свойственно расширение своих возможностей. Малыш учится самостоятельно одеваться и есть, осваивает различные навыки и изучает абстракции. К пример, буквы, цифры и геометрические фигуры. Уровень развития на данном этапе может отличаться: одни дети понимают суть символов и формы, а другие считают что предмет может кардинально измениться под воздействием каких-либо факторов. Например, кусок пластилина станет меньше при раскатывании, или крупную по размеру монету можно заменить на множество маленьких.

Ребенок только учиться оценивать силы, поэтому ошибки и сопутствующее им чувство вины являются нормальным явлением. Таким образом, формируется умение нести ответственность за свои поступки. Важно не стыдить малыша. Ведь может упасть самооценка, из-за чего возникнут проблемы с проявлением самостоятельности.

Чтобы обучить дошкольника финансовой грамотности, нужно:

• Отвечать на вопросы. Ребенок становится любопытным и задает множество вопросов, в том числе неожиданных. Следует рассказать о том, что деньги можно получить разными способами. Например, в результате труда или в качестве выигрыша в лотерею. Можно также оформить кредит в банке или взять займ на карту в МФО, но следует объяснить, что любой долг нужно отдавать.

• Играть в магазин. В процессе игры лучше использовать настоящие монеты и банкноты. Это повысит интерес малыша к деньгам и пробудит в нем интерес к цифрам.

• Ходить вместе за продуктами. При походе в магазин тоже можно обучать детей финансовой грамотности. Можно попросить назвать цены продуктов и сравнить их друг с другом, выбрать дешевый или дорогой продукт. Если ребенок хочет несколько сладостей, нужно объяснить ему, это нет денег на незапланированные расходы, но можно купить желаемый продукт в другой раз.

• Выдавать деньги на карманные расходы. Когда ребенку исполнится 6 лет, можно давать ему карманные деньги. К примеру, при совместном походе в магазин выделить небольшую сумму, которую он сможет потратить на свое усмотрение.

Согласно исследованиям ученых Университета Массачусетса, в период с 5 до 10 лет у детей формируется отношение к деньгам. Необходимо наблюдать, как ребенок тратит деньги. Если он склонен к транжирству, стоит рассказать ему про планирование бюджета и контроль над импульсивными покупками.

Младший и средний школьный возраст (7–12 лет)

После начала учебы в школе у детей изменяется жизненная позиция. У них появляются определенные обязанности и расширяется круг общения. Ребенок выбирает себе друзей. У него формируется представление о том, что хорошо, а что плохо. Поэтому он способен оценивать различные ситуации.

Как правило, в младшем и школьном возрасте дети стремятся к познанию окружающего мира и самих себя. Они посещают различные секции и кружки. В этот период им сложно понять, кем они хотят стать во взрослой жизни.

Есть ряд особенностей обучению обращению с деньгами детей в возрасте от 7 до 12 лет:

• Давать больше денег на личные расходы. С 7-8 лет необходимо постоянно выделять ребенку деньги на личные траты. Важно, чтобы сумма была фиксированной и не зависела от успехов и поведения. Не нужно платить за помощь по дому или за хорошие оценки в школе. Сначала стоит выдавать деньги еженедельно, так как маленькие дети не умеют планировать. Сумму нужно увеличивать по мере взросления ребенка. К примеру, на 100 рублей больше.

• Учить накоплению денег. Можно подарить ребенку копилку и помочь ему определиться со целью, на которую он будет откладывать деньги. Также нужно помочь ему со стратегией накопления. Например, каждую неделю откладывать по 50 рублей, чтобы к Новому году купить игрушку.

• Рассказать, что такое долги. Иногда дети занимают друг и друга деньги, затем тратят их на лишние вещи. Важно объяснить ребенку, почему брать деньги у других — плохая идея. Также нужно рассказать как поступить, если кто-то просит одолжить денег.

• Научить разбираться в желаниях. Дети повторяют за сверстниками. Но они должны понять, что на реализацию некоторых планов у родителей может не быть денег. Следует рассказать о том, что есть важные расходы и те, с которыми можно повременить. Можно спросить у ребенка: действительно ли ему нужна дорогая вещь или он хочет похвастаться перед друзьями.

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005