Советы по обучению детей финансовой грамотности
19 декабря 2023 г.
Финансовая грамотность — это знания и навыки, позволяющие эффективно распоряжаться деньгами. С их помощью можно научиться вести личный бюджет, копить деньги даже с маленькой зарплатой и сформировать подушку безопасности для непредвиденных расходов. Основы грамотного обращения с финансами доступны и полезны всем. В идеале им нужно обучаться с раннего возраста, чтобы при вступлении во взрослую жизнь не возникло трудностей с распоряжением средствами. Расскажем о правилах обучения финансовой грамотности детей разных возрастов.
Как обучить ребенка финансовой грамотности
Особенности обучения зависят от возраста ребенка. На каждом этапе следует придерживаться определенных правил. Следование им поможет ребенку:
• понять основы ценообразования;
• узнать о ценности деньгах (какие усилия нужно приложить для заработка);
• ознакомиться с различными финансовыми инструментами;
• научиться эффективно планировать личный бюджет и откладывать деньги на достижение целей.
Рассмотрим нюансы детской психики в разных возрастах и расскажем об основных факторах, за счет которых повышается уровень финансовой грамотности ребенка.
Раннее детство (1–3 года)
Малыши любознательные и с интересом впитывают информацию из окружающего мира, поэтому следует начать обучение как можно раньше. В этом возрасте они учатся ходить и разговаривать. В этот период родители осознают, что их ребенок — личность. Малыш осознает свое «я» и не выполняет указания взрослых, поэтому часто сталкивается с запретами. Он знакомится с миром с помощью движений и органов чувств.
С 1 до 3 лет познание основ обращения с деньгами должно складываться из двух факторов:
• Знакомство с деньгами. Следует объяснить ребенку, что деньги можно обменять на продукты и игрушки. В магазине стоит обратить его внимание на то, как происходит оплата покупок. Можно купить игрушку-кассу и играть в магазин дома.
• Обучение в игровом формате. В двухлетнем возрасте можно рассказать малышу о видах денег в формате игры. Он будет с интересом щупать монеты, кидать их в копилку и доставать оттуда. Это крайне важный этап. Также можно познакомить ребенка с пластиковой карточкой. Главное следить за ним, чтобы он не проглотил монету или еще как-то не навредил себе.
Дошкольный возраст (3–7 лет)
Для этого возраста свойственно расширение своих возможностей. Малыш учится самостоятельно одеваться и есть, осваивает различные навыки и изучает абстракции. К пример, буквы, цифры и геометрические фигуры. Уровень развития на данном этапе может отличаться: одни дети понимают суть символов и формы, а другие считают что предмет может кардинально измениться под воздействием каких-либо факторов. Например, кусок пластилина станет меньше при раскатывании, или крупную по размеру монету можно заменить на множество маленьких.
Ребенок только учиться оценивать силы, поэтому ошибки и сопутствующее им чувство вины являются нормальным явлением. Таким образом, формируется умение нести ответственность за свои поступки. Важно не стыдить малыша. Ведь может упасть самооценка, из-за чего возникнут проблемы с проявлением самостоятельности.
Чтобы обучить дошкольника финансовой грамотности, нужно:
• Отвечать на вопросы. Ребенок становится любопытным и задает множество вопросов, в том числе неожиданных. Следует рассказать о том, что деньги можно получить разными способами. Например, в результате труда или в качестве выигрыша в лотерею. Можно также оформить кредит в банке или взять займ на карту в МФО, но следует объяснить, что любой долг нужно отдавать.
• Играть в магазин. В процессе игры лучше использовать настоящие монеты и банкноты. Это повысит интерес малыша к деньгам и пробудит в нем интерес к цифрам.
• Ходить вместе за продуктами. При походе в магазин тоже можно обучать детей финансовой грамотности. Можно попросить назвать цены продуктов и сравнить их друг с другом, выбрать дешевый или дорогой продукт. Если ребенок хочет несколько сладостей, нужно объяснить ему, это нет денег на незапланированные расходы, но можно купить желаемый продукт в другой раз.
• Выдавать деньги на карманные расходы. Когда ребенку исполнится 6 лет, можно давать ему карманные деньги. К примеру, при совместном походе в магазин выделить небольшую сумму, которую он сможет потратить на свое усмотрение.
Согласно исследованиям ученых Университета Массачусетса, в период с 5 до 10 лет у детей формируется отношение к деньгам. Необходимо наблюдать, как ребенок тратит деньги. Если он склонен к транжирству, стоит рассказать ему про планирование бюджета и контроль над импульсивными покупками.
Младший и средний школьный возраст (7–12 лет)
После начала учебы в школе у детей изменяется жизненная позиция. У них появляются определенные обязанности и расширяется круг общения. Ребенок выбирает себе друзей. У него формируется представление о том, что хорошо, а что плохо. Поэтому он способен оценивать различные ситуации.
Как правило, в младшем и школьном возрасте дети стремятся к познанию окружающего мира и самих себя. Они посещают различные секции и кружки. В этот период им сложно понять, кем они хотят стать во взрослой жизни.
Есть ряд особенностей обучению обращению с деньгами детей в возрасте от 7 до 12 лет:
• Давать больше денег на личные расходы. С 7-8 лет необходимо постоянно выделять ребенку деньги на личные траты. Важно, чтобы сумма была фиксированной и не зависела от успехов и поведения. Не нужно платить за помощь по дому или за хорошие оценки в школе. Сначала стоит выдавать деньги еженедельно, так как маленькие дети не умеют планировать. Сумму нужно увеличивать по мере взросления ребенка. К примеру, на 100 рублей больше.
• Учить накоплению денег. Можно подарить ребенку копилку и помочь ему определиться со целью, на которую он будет откладывать деньги. Также нужно помочь ему со стратегией накопления. Например, каждую неделю откладывать по 50 рублей, чтобы к Новому году купить игрушку.
• Рассказать, что такое долги. Иногда дети занимают друг и друга деньги, затем тратят их на лишние вещи. Важно объяснить ребенку, почему брать деньги у других — плохая идея. Также нужно рассказать как поступить, если кто-то просит одолжить денег.
• Научить разбираться в желаниях. Дети повторяют за сверстниками. Но они должны понять, что на реализацию некоторых планов у родителей может не быть денег. Следует рассказать о том, что есть важные расходы и те, с которыми можно повременить. Можно спросить у ребенка: действительно ли ему нужна дорогая вещь или он хочет похвастаться перед друзьями.