Знакомство с каталогами. Экскурсия в библиотеку.
Процесс обучения младших школьников пользованию библиотечными каталогами пойдет успешнее, если применять занимательные формы работы, одна из которых — ведение классного каталога прочитанных книг. Конечно, это требует длительной подготовительной работы.
На уроках литературного чтения в III — IV классах формируем у детей знания о тематическом и алфавитном каталогах, начав с ознакомления с каталожными карточками. Целесообразно устроить книжную выставку, снабдив каждую книгу каталожной карточкой. Затем рассматриваем образцы карточек и в процессе беседы уточняем:
- для чего нужна каталожная карточка;
- почему карточки имеют одинаковый размер;
- какие именно сведения о книге заносятся на карточку;
- чем обусловлен порядок занесения сведений.
Важно, чтобы дети поняли, почему на карточке сначала пишется фамилия автора, а потом инициалы (а на обложке наоборот), зачем нужно указывать место и время издания.
По образцу каждый ученик составляет карточку на понравившуюся ему книгу, и возникнет проблемная ситуация — как расположить эти карточки, каков должен быть порядок? Предлагаем детям самим найти решение. Как правило, ученики предлагают расположить карточки по алфавиту, ориентируясь на фамилию автора. Поход в библиотеку и знакомство с алфавитным каталогом убедят учеников в правильности этого решения.
Знакомство с каталожной карточкой и создание карточек, отражающих читательский кругозор ребенка, — необходимое условие для создания собственного каталога прочитанных книг. Младшие школьники нуждаются в общении друг с другом, дети еще не могут вести каталог самостоятельно, для себя. Им нужно внешнее подкрепление со стороны учителя, родителей, друзей. Ведение классного каталога начинается как игра-соревнование — кто больше прочитал. Постепенно у детей формируется интерес к деятельности такого рода. С целью мотивации чтения на обратной стороне карточки ученик, составивший ее, записывает свою фамилию. Другие дети после прочтения этой книги могут дописать свою фамилию на карточку. Для младшего школьника это важный стимул, наблюдения показывают, что ведение классного каталога существенно развивает интерес к чтению и расширяет читательский кругозор ребенка. Учитель получает возможность быстро узнать, кто из детей знаком с определенным произведением, и адресно использовать его для организации сопоставительного анализа на уроке, развития ассоциативного мышления учащихся.
Как только дети усвоили понятие «алфавитный каталог» и реализовали знания в своей практической деятельности, возможно знакомство с тематическим каталогом, которое целесообразно провести в школьной библиотеке. Предлагаем детям задачу: как найти книгу на заданную тему, если ни автор, ни название неизвестны? Знакомимся с рубриками тематического каталога. Уточняем, как найти нужную рубрику, как расположены карточки внутри каждой рубрики. Усвоить этот непростой материал помогает игра «Кто быстрее?» Дети разбиваются на пары, учитель объясняет правила игры, дает каждой паре карточки-памятки, объясняющие, как пользоваться каталогом, и листок с заданием: найти с помощью тематического каталога книгу на определенную тему. Например: подберите художественное произведение, в котором рассказывается о межпланетных путешествиях, или подберите научно-познавательную книгу, рассказывающую о сезонных изменениях в природе. Побеждает та пара детей, которая правильно и быстро выполнит задание по алгоритму:
- подумай, в какой рубрике можно найти книгу по заданной теме;
- найди ящичек с названием этой рубрики;
- просмотри карточки книг на эту тему (читай фамилию автора, название, обращай внимание на жанр произведения) и выбери подходящую книгу;
- выпиши с карточки: шифр, фамилию, инициалы автора, название книги, место и год издания.
Для того чтобы пользование каталогами стало привычным, одного урока недостаточно. Необходимо систематически давать детям задания на поиск литературы, используя возможности всех учебных дисциплин. Только в этом случае можно сформировать библиографическую компетентность.