Методические материалы, статьи

Журнал в лицее и лицей в журнале

«ЛГО» («Лицейское и гимназическое образование») — журнал, который делается в Московском культурологическом лицее № 1310, но делается для всех школ Москвы и даже страны. О редком и на редкость удачном симбиозе редакции и средней школы особого типа рассказывает нашему корреспонденту Татьяна Борисовна Михайлова, основатель и бессменный директор лицея, основатель и главный редактор журнала.

От семинара Библера к идее лицея

Ходила я на семинар к Владимиру Соломоновичу Библеру, замечательному нашему культурологу. И это событие в моей жизни, по сути, определило все, что произошло дальше.

В то время я преподавала литературу в одной из московских школ. Школа как школа, обыкновенная, учителя были хорошие и не очень, разные, директор, как водится, между нами лавировал — впрочем, все это отдельная история, я ее как-нибудь в другой раз расскажу.

Да, так ходила я на библеровский семинар и встречалась там с людьми удивительными, потрясающе интересными, а сам Владимир Соломонович был для меня и мэтр, и Учитель, и наставник, не иначе.

И стала я людей из семинара — прежде всего, конечно же, Владимира Соломоновича — зазывать в школу.

Если бы вы видели, как философ, автор Школы диалога культур, работал с детьми! Он ничего не делал «специально», не продавливал никакие взгляды и идеи. Он просто разговаривал, задавал вопросы, отвечал на вопросы. Но я не припомню такого второго случая, когда бы мэтр столь серьезно разбирал детские работы. Даже чтобы учитель так читал ученические сочинения — не могу найти примера.

Библер очень деликатно обращался с детскими текстами и при этом был предельно серьезным критиком. Помню, как он говорил: «Понимать что-то — это значит глубоко что-то не понимать». И еще — он единственный, кто не обижался, если с ним спорили. Он даже, я замечала, симпатизировал «возражанту». Он преподал нам величайший урок культуры дискуссии.

Потом у меня появилась идея провести своеобразные штудии для учителей. Она состояла в том, чтобы, выбрав какую-нибудь тему, например, «Античность», «Время», «Серебряный век», собрать учителей из разных городов и пригласить к ним самых авторитетных, можно сказать, «вершинных» ученых. То есть организовать такие своеобразные рабочие встречи «ученый — учитель». Учителя расскажут, как этот предмет «разыгрывается» в школе, а ученые — как он выглядит с высот Большой науки.

Библер поначалу отнесся к этому скептически, а в результате стал главным действующим лицом, и шесть-семь лет подряд был основным затравщиком штудийных дискуссий.

Ключевая тема каждый раз освещалась как бы с различных ракурсов. Скажем, эпоху Просвещения «представляли» разные специалисты — по праву, моде, философии, литературе, истории. И обязательный момент: дискуссионная часть должна быть по времени не меньше лекционной.

Это была потрясающая школа — не только для учителей, но, как оказалось, и для ученых, которые отзывались о «штудийной» аудитории в превосходных степенях и говорили, что не ожидали таких «ершистых» встреч. И конечно, для учеников, которые волей-неволей втягивались в эту атмосферу обсуждений, споров, драчек.

Я так подробно рассказываю вот почему: именно из культурологических штудий вышли и наш лицей, а чуть позже и наше издательство.

Издательство начиналось с малого: с расшифровки стенограмм и идеи издать их. А лицей получился, потому что мой класс, на всем этом воспитанный, вырос, стал выпускным и должен был вот-вот уйти из школы, и мне хотелось набрать новый.


Мистика

Я приставала к директору с просьбой набрать два таких «лицейских» класса; но ему вся эта головная боль была совершенно ни к чему, он и сказал: выделяйся со своими лицейскими классами и делай, что хочешь. Он наверняка пошутил, потому что идея была совершенно безумная: как это — набрать два класса и сотворить из них новое учебное учреждение со своим зданием, которое взять негде, со штатом преподавателей… Такого не бывает! Это все мне и объяснили в Госкомитете по образованию, куда я все-таки попробовала сходить.

А дальше начинается чистая мистика. Возвращаюсь я из союзного Госкомитета, настроение, конечно, отвратительное, и вдруг в метро на меня налетает какой-то мужчина в шортах. Он просто обознался — принял меня за свою племянницу. «А что вы, девушка, такая грустная?» Я возьми, да и расскажи ему все: знаете, как иногда легко плакаться чужим людям. Он схватил меня за руку: «Пошли! Я знаю, как помочь» — и потащил из метро. Около метро у него велосипед стоял; он на велосипеде покатил, а я рядышком побежала. Бегу и думаю: сумасшедший какой-то, в шортах, на велосипеде, да и я с приветом…

Он привел меня в Московский департамент образования, в какую-то крохотную, заваленную бумагами комнату: оказывается, буквально вчера здесь открылся новый отдел, которому поручили организовать шесть «альтернативных» школ. Человек на велосипеде (это был Дима Аросев, брат известной актрисы и сам человек не безызвестный, друг и ученик Георгия Петровича Щедровицкого) там не работал, он просто про это знал. В отделе мои документы внимательно посмотрели (новые программы, наметки, смета), и, представляете, приняли!

Шесть школ (и все «тринадцатые») действительно тогда в Москве организовали, у нашего лицея, например, номер 1310. Школы эти, кстати, такими хорошими оказались! Скажем, Химический лицей № 1303 тоже по-своему знаменит, они отличные конференции проводят, например, КОНЮХ — конференция юных химиков. В Москве вообще много интересных школ, я как главный редактор теперь это очень хорошо знаю, хотя школьное образование, как и во всем мире, принято только ругать…

Так тринадцать лет назад появился наш культурологический лицей номер тринадцать десять. Позже из нашего маленького редакционно-издательского отдела образовалось целое настоящее издательство, и из него в свою очередь выделилась редакция журнала.


ЛГО — мостик между наукой и школой

Журнал, как и все остальное, что мы издаем, рассчитан не только на наш лицей, а вообще на любую «продвинутую» школу. Идея журнала (и лицея) по большому счету та же, что и у культурологических штудий: встреча учителя, читателя с ученым; культурная «подкладка» любого предмета.

Понимаете, Большая наука говорит на одном языке, а школа — совсем на другом. Вот мы и попытались встать как мостик между наукой и школой. Только не подумайте, что мы какую-нибудь скучноту печатаем. Вовсе нет. Мы каждый номер «разыгрываем». Скажем, сейчас готовится выпуск, посвященный лженауке. И подается он так: неделя лженауки в гипотетической школе. Один материал — это вроде урок, другой — подан как турнир, а третий, например, в форме дискуссионного клуба.

Журнал нам самим очень помогает наполнять обучение «культурным контекстом». Как мы находим материалы?

Один из способов: приглашаем мэтров. Они перед детьми выступают, потом лицеисты им свои «детские» вопросы задают. А потом мы все это публикуем в рубрике «Кафедра». Приходила как-то очень интересная женщина, доктор наук, вирусолог Галина Кожевникова, рассказывала о вирусах и вирусных заболеваниях, так дети ее спросили (кроме всего прочего), какие вирусы передаются с поцелуями… По интереснейшей статье в журнале «Человек» я отыскала академика Спирина, и он прочел просто потрясающую лекцию о том, какую угрозу для человечества таит в себе современная биология. Ну и, конечно, остались друзьями лицея ученые, которые приезжали к нам прежде, еще при Владимире Соломоновиче. Мы успели съездить с учениками к Юрию Михайловичу Лотману в Тарту, он был уже очень болен, но принял нас и прекрасно поговорил с детьми. Не говоря уж о том, что эти знакомства дают детям, такие встречи — находка для любого журналиста.

Очень важная рубрика нашего журнала — «Урок». Нам говорят: публикуйте побольше методических разработок, чтобы по ним сразу, не мороча себе голову, можно было урок провести — тогда ваш журнал будет еще более востребован. Конечно, методическая помощь учителю нужна, но мне кажется, не в лобовом виде. Мы даем материалы, помогающие провести урок на современном уровне — и содержательно, и методически, и технологически.

Что такое современный урок? Конечно же, не так: учитель вещает, ученики внимают. Уроки, как спектакли, могут разворачиваться в самых разных жанрах: конференция, проверка гипотезы, работа над проектом. Дети очень любят создавать свое — например, придумывать и находить в библиотеке комментарии к известным текстам, на этом можно построить урок, даже цикл уроков.

Самое главное — стержневая идея, сюжет. Вот такие сюжеты-сценарии мы и даем в этой рубрике — например, Россия и Германия ХVIII века через подлинную биографию барона Мюнгхаузена, — и все это сопровождается подверстками, в которых интересные факты, создающие контекст событий, цветные вклейки, которые можно использовать как иллюстрации на уроке.

Мне кажется, школе хорошо бы увязывать предметы в едином контексте, на едином материале. Как я на уроке литературы объясню своим ученикам, кто такие «птенцы гнезда Петрова», без истории? Или что ода исходно — не только поэзия, а прежде всего риторика? Тогда надо отдельно разбирать, как все это произносится, с какими жестами и чувствами. Или мне становиться по совместительству этнографом, специалистом по истории обряда, когда мы проходим сказки?

Отдельная работа — научить читать; это далеко не все взрослые умеют. Даже учителя. Тут одной литературы мало. Когда-то к моему курсу прилегал текстологический семинар по истории средневековой культуры, к литературе он не имел прямого отношения, но там ребят учили работать с философским текстом, с подлинником. И одновременно на латыни рядом клали латинский источник и перевод, сравнивали, оценивали: что из смысла ушло, что привнесено. Норштейн у нас вел замечательный курс «Мультипликация в контексте культуры» на примере своего фильма по гоголевской «Шинели», и это тоже «работало» на курс литературы, там были очень тонкие замечания по гоголевскому тексту. Литературный текст глазами художника — понимаете, это особое видение…

Особая наша забота — естественно-математические науки. Мы гуманитарный лицей и набираем детей только с седьмого класса; бывало, при приеме спрашиваешь, почему ты, ребенок, выбрал именно нас, а он отвечает: я математику не люблю. Но у нас общее среднее образование, оно вполне соответствует требованиям любого вуза. Да дело не только в этом; надо бы им доказать, что математика не страшна, а, наоборот, интересна, что она пронизывает всю культуру. Мы задались целью «поставить» в лицее сильную математику. И устроили у себя год Математики: знаете, бывает год Ребенка, год Матери, а у нас — год Математики. Она была всюду и во всем, она извлекалась из ритмики стихов, из хронологии, читалась в географических картах, мы играли в нее, даже когда говорили о психологии: как можно описать характер человека с помощью геометрических фигур?

Потом мы выпустили постер «День Пифагора», брошюру со сценарием математического праздника (ЛГО выходит с приложениями, особенно мне нравятся брошюры, они по формату маленькие, помните, как раньше выпускало общество «Знание»?)

Таких постеров и брошюр у нас много, на разные темы, и все пользуются в школах огромным спросом.

Но главное, конечно, не праздники, а повседневность. Хорошая гуманитарная школа — не та, где в ущербе математика и естественнонаучные предметы. Гуманитарный аспект может пронизывать все предметы. Например, когда математика «подсвечивается» историей и философией математики. На биологии мы в свое время вводили серию занятий «Споры об эволюции»: Дарвин, Ламарк, Любищев — это уже именно философия науки.

Разумеется, мы стараемся в журнале себя не слишком выпячивать: у других тоже много интересного. В одной школе прекрасно поставлена проектная работа — мы им целый номер посвятили; у других — еще что-то. Наши собственные учителя читают журнал насквозь, и каждый номер мы потом обсуждаем на педсоветах, и всегда находим, за что зацепиться.

«Современные методы обучения» — рубрика, в которой есть материалы и о том, как организовать учебную дискуссию, и как работать с Интернетом на уроке и для урока, и как сделать урок на уровне, даже если в распоряжении учителя лишь доска и мел. Ну, и статьи о том, как преодолевать всякие психологические трудности — и учеников, и учителей: в одном классе ведь есть и «визуалы», ребята, которые лучше воспринимают информацию «на глаз», и «аудиалы», которые лучше работают «со слуха», как быть с каждым из них.

Или вот: в школе оценки ставят в основном за индивидуальный результат. Но жить-то ребенку предстоит в «сетевом» мире, работать и коллективно, и в команде, где имеет значение только общий конечный результат. Мы стараемся развивать все виды сотрудничества — и, конечно, обсуждаем эту проблему в журнале.


ЛГО — мостик между школой и профессией

Вокруг журнала в лицее сама собой сложилась довольно активная деятельность учеников. Они у нас все делают: берут интервью, составляют и собирают анкеты, набирают материал на компьютере, фотографируют и подбирают иллюстрации. У нас работают «мастер-классы», где ребят профессиональным навыкам обучают специалисты.

Недавно ученики представляли свои мини-проекты — календари. Они делали «математические», «географические», «биологические» и другие настольные календари. Это, кстати, непростая работа: придумать идею (например, там были календари в виде куба, подвесного фонаря, даже в виде шляпы, а один мальчик сделал коробочку с карточками, его работа мне больше всех понравилась). Надо было подобрать даты, факты, цитаты нужных размеров и по теме, расположить все это, чтобы устроилось все вместе красиво и удобно, и еще календарную сетку «вписать».

Допрофессиональная подготовка в школе — особая тема; мне кажется, школа должна давать и общее представление о профессиях, и навыки, которые в любом случае человеку пригодятся, куда бы он потом не пошел. Но не обуживать детей раньше времени.

Такие выпускники будут вполне конкурентны на рынке труда (даже поступив в вуз, многие ребята сейчас работают). Представьте себя на месте директора, к которому устраивается на работу юноша, и юноша этот прекрасно знает языки, переводит, работает в Сети, умеет написать внятный текст, фотографирует, хорошо структурирует информацию, может сделать, к примеру, тематический стенд своими руками (это тоже важно, чтоб не только голова была умная, но и руки. Труд — это вообще отдельная тема. Моя любимая, кстати).

Еще мы проводим такие специальные сессии для школ. Приезжают разные учителя, директора. А весной у нас даже есть сессия для старшеклассников. Это для школьных издателей, дети приезжают со своими наставниками. В прошлом году 250 человек приехали.

Потребность в образовательной периодике такого типа, как ЛГО, несомненно, есть: помимо обычных «методичек» учителю все-таки хочется услышать и живое слово о своей работе и о работе своих коллег по всей стране.


Электронный адрес Татьяны Михайловой:
TB@LGO.RU



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005