Задачи и содержание этапов формирования читательской самостоятельности. Часть 2.
Уроки внеклассного чтения проводятся раз в неделю. В этот период школьники продолжают составлять картотеки, появляются классные тематические или алфавитные каталоги. Помимо книжной полки с выставкой прочитанного, полезно сделать регулярную «газету» с отзывами, с заявками о темах или об авторах, произведения которых хотелось бы прочитать. Увеличивается жанровое разнообразие привлекаемых для самостоятельного чтения книг.
На этом же этапе вводятся уроки знакомства с периодической печатью. Детям предлагается подготовить дома рассказ о каком-либо журнале, показать, как он организован, как часто выходит, какие в нем рубрики. На этих уроках вводятся понятия журналист, редактор, корректор, номер, тираж, периодика, экземпляр, рубрика.
Уроки внеклассного чтения, на которых подводятся некоторые итоги, могут проходить в форме викторины, КВН, «Брейн-ринга», «Что? Где? Когда?» и других игр, в которые включаются сведения о книгах, обсуждавшиеся на прошедших уроках.
Завершающий этап формирования навыка самостоятельной читательской деятельности интересен тем, что, помимо рассматривания книг, прочитанных учащимися дома и принесенных для обсуждения, учащиеся учатся монологической речи, которую готовят для изложения своего впечатления от прочитанной книги. Требования к рассказу о прочитанном повышаются: ученику предлагается не просто пересказать, но и сделать элементарный анализ понравившегося произведения, обобщение о жанровых особенностях книги. Уроки внеклассного чтения проводятся раз в две недели. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения как на уроке, так и во внеурочное время.
Методы, которыми пользуется учитель на уроке внеклассного чтения, вытекают из общеустановленных принципов коммуникативно-деятельностного подхода. К ним относятся:
- выявление ориентиров книжного издания;
- анализ авторских особенностей (жанровых, стилистических, эстетических, тематических и т.п.);
- интерпретация (подбор собственных значений и ассоциаций , к «чужим» языковым единицам, проговаривание главных эпизодов, пересказ с целью донести содержание);
- конструирование (сопоставление, группировка, подбор целесообразных частей, деталей, образов);
- классификация (выбор оснований для оценки, подведение под общую тематику и т.п.);
- синтез (обобщение признаков, характеристик, фактов, построение целостного образа и т.п.);
- моделирование (творческое преобразование в соответствии с поставленной целью).
Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или ученика; небольшая лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по выставке или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия.
Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности представления о книге, ее авторе, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.
Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретают работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.
На заключительных занятиях по внеклассному чтению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драматическим произведениям — инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций и мнений учеников, их самостоятельные работы («пробы пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).