Методические материалы, статьи

Задачи и содержание этапов формирования читательской самостоятельности. Часть 2.

Уроки внеклассного чтения проводятся раз в неделю. В этот период школьники продолжают составлять картотеки, появляются классные тематические или алфавитные каталоги. Помимо книжной полки с выставкой прочитанного, полезно сделать регулярную «газету» с отзывами, с заявками о темах или об авторах, произведения которых хотелось бы прочитать. Увеличивается жанровое разнообразие привлекаемых для самостоятельного чтения книг.

На этом же этапе вводятся уроки знакомства с периодической печатью. Детям предлагается подготовить дома рассказ о каком-либо журнале, показать, как он организован, как часто выходит, какие в нем рубрики. На этих уроках вводятся понятия журналист, редактор, корректор, номер, тираж, периодика, экземпляр, рубрика.

Уроки внеклассного чтения, на которых подводятся некоторые итоги, могут проходить в форме викторины, КВН, «Брейн-ринга», «Что? Где? Когда?» и других игр, в которые включаются сведения о книгах, обсуждавшиеся на прошедших уроках.

Завершающий этап формирования навыка самостоятельной читательской деятельности интересен тем, что, помимо рассматривания книг, прочитанных учащимися дома и принесенных для обсуждения, учащиеся учатся монологической речи, которую готовят для изложения своего впечатления от прочитанной книги. Требования к рассказу о прочитанном повышаются: ученику предлагается не просто пересказать, но и сделать элементарный анализ понравившегося произведения, обобщение о жанровых особенностях книги. Уроки внеклассного чтения проводятся раз в две недели. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения как на уроке, так и во внеурочное время.

Методы, которыми пользуется учитель на уроке внеклассного чтения, вытекают из общеустановленных принципов коммуникативно-деятельностного подхода. К ним относятся:

  • выявление ориентиров книжного издания;
  • анализ авторских особенностей (жанровых, стилистических, эстетических, тематических и т.п.);
  • интерпретация (подбор собственных значений и ассоциаций , к «чужим» языковым единицам, проговаривание главных эпизодов, пересказ с целью донести содержание);
  • конструирование (сопоставление, группировка, подбор целесообразных частей, деталей, образов);
  • классификация (выбор оснований для оценки, подведение под общую тематику и т.п.);
  • синтез (обобщение признаков, характеристик, фактов, построение целостного образа и т.п.);
  • моделирование (творческое преобразование в соответствии с поставленной целью).

Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или ученика; небольшая лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по выставке или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия.

Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности представления о книге, ее авторе, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.

Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретают работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

На заключительных занятиях по внеклассному чтению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драматическим произведениям — инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций и мнений учеников, их самостоятельные работы («пробы пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005