Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 5.

Порядок звуко-буквенного анализа начинается с чтения слова, так как важно видеть буквенное его изображение и тем самым формировать фонематический слух, а затем требуется составление транскрипции слова:

1. Читаем слово трава, слушаем его, определяем ударный слог: [трава].

2. Еще раз слушаем слово, выписываем каждый звук в «домике», даем ему характеристику и показываем, какой буквой он обозначен:

  • [т] — согласный, парный, глухой, твердый, выражен буквой т
  • [р] — согласный, непарный, звонкий, твердый, выражен буквой р
  • [а] — гласный, безударный редуцированный, выражен буквой а
  • [в] — согласный, парный, звонкий, твердый, выражен буквой в
  • [а] — гласный, ударный, выражен буквой а

Первые слова, выбранные для анализа, должны совпадать по звучащему облику и буквенному изображению: сын, стол, пол, луна, рыба и т.п.

Далее предлагается выбирать слова, в которых будет различаться буквенный состав и его звуковое оформление:

1. Читаем слово дрова, слушаем его [драва], определяем ударный звук: [драва].

2. Еще раз слушаем слово, выписываем каждый звук в «домике», даем ему характеристику и показываем, какой буквой он обозначен:

  • [д] — согласный, парный, звонкий, твердый, выражен буквой д
  • [р] — согласный, непарный, звонкий, твердый, выражен буквой р
  • [а] — гласный, безударный, выражен буквой о
  • [в] — согласный, парный, звонкий, твердый, выражен буквой в
  • [а] — гласный, ударный, выражен буквой а

В разобранном слове количество звуков и букв совпадает. Способ обозначения звука [j] в русском языке требует особого внимания, так как этот звук имеет и специальную букву й, и буквы, в которых он выступает первым звуком слога-слияния е — [jэ], ё — [jo], ю — [jy], я — [ja]. Понятно, что последовательность знакомства с ними, принятая в действующих букварях, определяется принципом «от простого к сложному»: изучение буквы й предшествует введению букв-слогов. Сначала дети знакомятся со словами, в которых звук [j] слышится отчетливо и обозначается соответствующей ему буквой: иней — [ин'эй], зайка — [зайка]. Звуковой анализ этих слов помогает понять «характер» [j] — с преградой, с голосом, «маленькое пространство во рту» — согласный, звонкий, мягкий, пары не имеет никакой.

Введение йотированных букв требует звукового анализа слов, в которых эти буквы показывают разное количество звуков.

Например, при изучении буквы я на доске (под темой «Буква Я, я») написано предложение: Яша играл в мяч.

Найдем слова с новой буквой. Правильно, первое и последнее. А теперь закроем буквы и послушаем первое слово: [йаша]. Сможете посчитать количество звуков в слове? Потянем его [й-й-й-й-а-а-а-а/ш-ш-ш-ш-а-а-а-а-а]. Достанем наши кубики с слогами и составим схему слова: первый слог [йа] — верно — слияние СГ, и второй такой же [ша], молодцы, два слога-слияния («дружная семейка»), а по характеру семейки одинаковые? Дадим характеристику звукам. Действительно, по схемам на кубиках видно, что первый согласный — мягкий и звонкий, а второй согласный — твердый и глухой. Сколько звуков в нашем слове? Да, четыре. Посмотрим на доску: сколько букв в первом слове? Три! Вот так задачка! Как же так? Три буквы, а звука четыре? Молодцы, вы сразу поняли, да? Одна буква называет сразу два звука. Нам уже известны такие «хитрые» буквы, назовите их. Отлично, теперь посмотрите на доску, там записаны слова, прочитайте их: яма, Яна, якорь, яблоко, ябеда. Вот какая интересная буква — называет целый слог! А теперь вернемся к нашему предложению. Там вы нашли еще одно слово с буквой я, помните? Произнесите его и протяните: [м'-м'-м'-м'-а-а-а-а-ч'-ч'-ч'-ч']. Сколько слогов? Один? «Дружная семейка с замочком», верно. Значит, сколько звуков? Три. Составим схему: первый звук [м'] — согласный мягкий, звонкий, непарный, [а] — гласный, и «замочек» — [ч']. Смотрите, а здесь совпадение: и звуков и букв одинаковое количество. Опять задачка! Какая непростая эта буква я: то один звук называет, то два. Давайте прочитаем еще один столбик слов: ля, ряд, мята, зябко, тяпка, тряпка. Потянем слог с буквой я. Что-нибудь заметили? Верно, везде буква я стоит после мягкого согласного звука, значит, если она не в начале слова, а после буквы согласного, то она показывает мягкость согласного и называет звук [а].

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005