Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 2.

В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как, например, в польском или французском языках. Более того, русское ударение подвижное: в разных формах одного и того же слова ударение может перемещаться (гора — горы, нора — норы, пирог — пирогом, длинный — длиннее и т. п.). Внимание к ударению в период обучения грамоте необходимо еще и потому, что это формирует фонематический слух и орфографическую зоркость, без которых ученикам не справиться с проблемой грамотного письма.

Находить ударный слог можно с помощью таких приемов, как «похлопывание» или «постукивание»: учитель, читая слова, выделяет голосом ударный слог и одновременно «ударяет» пальцем по книге (указкой по доске или наборному полотну, где выставлено слово, или ногой по полу или хлопком), сопровождая это движение пояснением: «Это ударный слог». Когда дети освоят ориентацию на ударный слог, можно в качестве физкультминутки предлагать им игру, закрепляющую определение ударения в слове: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушать. Если ударный слог стоит первым, вы приседаете, если вторым — вытягиваете руки вверх, если третьим — кладете руки на пояс. Приготовились? Парта (дети приседают вместе с учителем), портфель (вместе с учителем вытягивают руки вверх), карандаш (вместе с учителем ставят руки на пояс). Что по смыслу объединяет все эти слова? Молодцы! Конечно, школа. А теперь без меня... Скрипка, тромбон, пианино, гитара, туба, труба, саксофон, рояль, альт, дудочка и т. п. Кстати, а как можно назвать все эти слова одним словосочетанием? Правильно, музыкальные инструменты». Первые игры проводятся в медленном темпе, так как детям необходимо время, чтобы сообразить, можно помогать постукиванием ноги. Одновременно мы расширяем их словарный запас, занимаемся развитием речи. Когда учитель будет уверен, что все дети освоили данное понятие, можно устраивать соревнование «Кто быстрее?» или «Кто сложнее?» (если предложить детям самим называть слова).

Основной период обучения грамоте начинается с введения букв согласных звуков и чтения слогов-слияний, или, как их еще называют, прямых слогов ма, мы, на, но, су, си и т.д. Во многих букварях и азбуках (В. Г. Горецкого, О. В. Джежелей и др.) установлен определенный порядок изучения букв, связанный с частотным принципом: чем чаще употребляется буква в словах русского языка, тем больше разнообразия на страницах азбук. Сначала используются самые употребительные а, о, с, н, к (исключение составляют ы и у), затем идут менее употребительные г, ф, ж и др., и, наконец, группа малоупотребительных э, ю, знаки ь и ъ.

По мере введения новых букв в основной период обучения грамоте дети учатся читать прямые слоги — это объясняется психофизиологическими особенностями русского произношения. Сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой неразрывную в артикулярном отношении целостность, поэтому, с одной стороны, его легко вычленить и произнести, с другой стороны, нужно специально обучать членению его на отдельные звуки. Но для того чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов и слов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, т.е. учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Известно, что в основе русской письменности лежит позиционный принцип, суть которого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает свое действительное значение — или функцию — только в сочетании с другими языковыми единицами. В зависимости от языкового окружения, от позиции в слове, предложении, тексте единица языка играет ту или иную роль. Эта закономерность проявляется на всех языковых уровнях. Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Применение игр со слогами и словами для формирования умений звукового (фонемного) анализа сопровождается показом или составлением соответствующих слоговых схем.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005