Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 1.
Основной период обучения элементарному чтению и письму начинается через две недели после подготовительного, однако следует учитывать реалии современной жизни — часто первоклассники приходят в школу, умея читать и — реже — писать. Поэтому первая и главная трудность учителя заключается в том, что ему придется планировать урок с учетом разного уровня подготовки учеников. Огромную помощь в преодолении названной трудности оказывает коммуникативно-деятельностная методика. Обучая детей ставить цель, давая способы познания и самоконтроля, учитель тем самым дает возможность себе и ученикам индивидуализировать работу на уроке.
Цель основного периода обучения грамоте — научить беглому, правильному, сознательному и выразительному чтению. В задачи этого периода входят формирование умений звукового, слогового, звуко-буквенного анализа, практическое освоение учениками основных лингвистических единиц: звук, буква, слово, слог как часть слова, словосочетание, предложение и текст. С самого начала обучения учащийся усваивает, что существует устная речь и письменная, письменная — это обозначение слышимой, произносимой речи особыми графическими знаками — буквами. Учиться читать написанное, самому записать свою мысль — в I классе вызывает неподдельный интерес. Поэтому поначалу ученики мотивированы к обучению без специальных усилий учителя. Детям, однако, несвойственна усидчивость, и длительное пребывание в сидячем положении за партой им противопоказано: они быстро устают, утрачивают интерес к происходящему, что делает обучение неэффективным. Следовательно, еще одна важная задача — организовать усвоение системы обозначения звуков буквами, звукосочетаний — буквосочетаниями через игровые ситуации, поддерживающие интерес к учебной деятельности.
Языковое обучение, по мнению педагогов развивающего обучения, должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся.
Слоговой принцип русской графики диктует учителю выбор единицы, с которой мы начинаем учить читать, — слога. Слог — минимальная произносительная единица: односложное слово образуется при естественном выбросе воздуха на выдохе. Дети легко осваивают слогоделение слова в отличие от членения его на звуки. Достаточно задержать дыхание и попробовать сказать что-нибудь, как становится очевидным, что дыхание (струя воздуха) необходимо для произведения речевых единиц. Обнаружить слог можно в игре «Заблудились». Детям предлагается представить, что они будут делать в лесу, если их товарищи далеко. Все варианты выслушиваются, но один, который обязательно прозвучит, следует использовать для знакомства со слогом: «Надо позвать кого-нибудь из друзей или родителей: "Ма-ма!", "А-у!" "Эй! Лю-ди!", "Та-ня!", "И-ва-ну-шка!"»
Так как гласные звуки — ртораскрыватели, то определить количество слогов в слове можно с помощью руки, поставленной на локоток, кисть — под подбородком: сколько раз подбородок ударяет о тыльную сторону ладошки при произнесении слова, столько слогов в этом слове.
Понятие ударения формируется с первого дня обучения параллельно с работой по слогоделению и выделению звуков. Продолжается эта работа и в основной период обучения грамоте. Чтобы поставить проблему, о которой первоклассники даже не задумываются, можно прочитать небольшой текст с понятными (известными) детям словами, намеренно искажая постановку ударения. Дети сразу замечают «неладное» и возникает проблемная ситуация, благодаря которой ученики начинают замечать, что ударение — фактор, формирующий слово. Сначала учитель произносит одно и то же слово, искусственно перемещая ударение со слога на слог, и просит сказать детей, как правильно (кошка, домик, краски, колобок и т.п.). Затем (на другом уроке) предлагает поиграть так же с другими словами, используя омографы: кружки, замок, на горе, стрелки и т.п. В этом случае делается вывод о смыслоразли-чительной роли ударения («из-за неправильно поставленного ударения может произойти путаница, и люди друг друга не поймут!»). П. С. Жедек предлагает для этой же цели игру в «иностранцев»: произнесите слова по-русски, а потом — как французы, которые всегда ставят ударение на последний слог: шапка, шубка, варежки, тулуп, пальто, куртка, носки, валенки, сапожки. Добавим к этой игре развивающий компонент: Можно ли все эти слова назвать одним общим словом? (Одежда.) А как француз произнесет это слово?