Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы первой ступени обучения. Часть 3.

Вся работа на первом этапе подготовительного периода подчинена главной цели — привести детей через слуховое восприятие и артикуляционное воспроизведение речи к осознанию языка как средства общения.

Так, на первом уроке дети получают общее представление о речи; на втором уроке — о делении речи на предложения; здесь же вводится схема, являющаяся моделью предложения.

Введение схем, в которых отражены характерные признаки моделируемого фонетического явления, — одна из особенностей коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

На третьем уроке дети знакомятся с членением предложений на слова, учатся определять количество слов в предложении с опорой на специальные схемы моделей, введенные в азбуке или в букваре.

Это помогает детям зафиксировать порядок и количество слов в предложении, что необходимо для овладения полноценным навыком чтения. Опираясь на эти схемы, учащиеся составляют предложения определенного типа, а также обучаются «прочитывать» их с паузами между словами. Подобные упражнения органически включаются затем в уроки на всем протяжении обучения грамоте.

На четвертом уроке дети знакомятся с понятием «слог», упражняются в определении количества слогов в слове. На пятом уроке начинается работа над ударением. На шестом уроке дается первоначальное представление о звуках речи. Дети учатся на слух и произносительно определять количество звуков в слове, их порядок, обозначать количество звуков в слове с помощью схемы-модели слова.

На первой ступени уделяется большое внимание лексической работе: первоклассники узнают, что слово называет предмет, действие или признак предмета, уточняют смысл незнакомых слов. Специальные словарно-логические упражнения способствуют активизации и обогащению словарного запаса детей. На уроках ученики играют в слова и со словами: «скажем одним словом», «добавим словечко», «пропало нужное слово», «ответим одним словом (двумя, тремя)» и т. п.

Задачи обучения письму в подготовительный период решаются прежде всего через формирование правильной посадки за партой, правильной постановки руки с карандашом и ручкой.

Опытные учителя используют различные приемы для освоения правильной посадки. Перед тем как начать работать с книгой (тетрадью) каждый раз проверяют, как дети сидят: «Чувствуете ли вы своей спинкой спинку стула?»; «Проверим, как мы сидим. Кулачок поставим между партой и животиком. Осталось свободное пространство? Значит, надо стульчик подвинуть поближе»; «Где наши крылышки? Это же наши лопаточки на спине! Подвигаем лопаточками. Чувствуете, как крылышки чешутся? Стульчик любит, чтобы ваши крылышки щекотали его спинку. Не отклоняйтесь от стульчика, он обидится!» И т.п.

Дети знакомятся с письменными принадлежностями и правилами их использования, с разлиновкой тетради, с «Прописями» как учебными тетрадями. На первых уроках формируется представление о рабочей и нерабочей строках, о вертикальном (снизу вверх, сверху вниз) и горизонтальном (слева направо, справа налево) направлениях движения руки; изучаются основные элементы письменного шрифта: прямая линия; линия с закруглением с одной стороны; линия с закруглением с двух сторон; линия с петлей; линия с овалом до середины строки; плавная линия, начинающаяся с закругления снизу; овал, полуовал.

Тематика уроков по письму на этой же ступени связана с гигиеническими и общеучебными знаниями и умениями: «Знакомство с «Прописью» и разлиновкой на ее страницах»; «Строка и междустрочное пространство»; «Письмо прямых линий (сверху вниз и слева направо)»; «Прямая наклонная короткая линия»; «Длинная наклонная линия»; «Прямая линия с закруглением»; «Линии с закруглением внизу и вверху»; «Длинная линия с петлей»; «Овал»; «Правый и левый полуовалы»; «Прямая линия с овалом до полстроки»; «Плавно наклонные линии, начинающиеся с закругления внизу».

К концу первого этапа подготовительного периода учащиеся овладевают следующими знаниями и умениями: распознавать гласные и согласные звуки, которые входят в состав слова; делить слова на слоги, соотнеся количество слогов и количество гласных в слове; определять ударный слог; обнаруживать различия в структуре слогов, выделяя в них ядро: Г (гласный) или СГ («слияние»).

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005