Задачи, методы и приемы первой ступени обучения. Часть 3.
Вся работа на первом этапе подготовительного периода подчинена главной цели — привести детей через слуховое восприятие и артикуляционное воспроизведение речи к осознанию языка как средства общения.
Так, на первом уроке дети получают общее представление о речи; на втором уроке — о делении речи на предложения; здесь же вводится схема, являющаяся моделью предложения.
Введение схем, в которых отражены характерные признаки моделируемого фонетического явления, — одна из особенностей коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
На третьем уроке дети знакомятся с членением предложений на слова, учатся определять количество слов в предложении с опорой на специальные схемы моделей, введенные в азбуке или в букваре.
Это помогает детям зафиксировать порядок и количество слов в предложении, что необходимо для овладения полноценным навыком чтения. Опираясь на эти схемы, учащиеся составляют предложения определенного типа, а также обучаются «прочитывать» их с паузами между словами. Подобные упражнения органически включаются затем в уроки на всем протяжении обучения грамоте.
На четвертом уроке дети знакомятся с понятием «слог», упражняются в определении количества слогов в слове. На пятом уроке начинается работа над ударением. На шестом уроке дается первоначальное представление о звуках речи. Дети учатся на слух и произносительно определять количество звуков в слове, их порядок, обозначать количество звуков в слове с помощью схемы-модели слова.
На первой ступени уделяется большое внимание лексической работе: первоклассники узнают, что слово называет предмет, действие или признак предмета, уточняют смысл незнакомых слов. Специальные словарно-логические упражнения способствуют активизации и обогащению словарного запаса детей. На уроках ученики играют в слова и со словами: «скажем одним словом», «добавим словечко», «пропало нужное слово», «ответим одним словом (двумя, тремя)» и т. п.
Задачи обучения письму в подготовительный период решаются прежде всего через формирование правильной посадки за партой, правильной постановки руки с карандашом и ручкой.
Опытные учителя используют различные приемы для освоения правильной посадки. Перед тем как начать работать с книгой (тетрадью) каждый раз проверяют, как дети сидят: «Чувствуете ли вы своей спинкой спинку стула?»; «Проверим, как мы сидим. Кулачок поставим между партой и животиком. Осталось свободное пространство? Значит, надо стульчик подвинуть поближе»; «Где наши крылышки? Это же наши лопаточки на спине! Подвигаем лопаточками. Чувствуете, как крылышки чешутся? Стульчик любит, чтобы ваши крылышки щекотали его спинку. Не отклоняйтесь от стульчика, он обидится!» И т.п.
Дети знакомятся с письменными принадлежностями и правилами их использования, с разлиновкой тетради, с «Прописями» как учебными тетрадями. На первых уроках формируется представление о рабочей и нерабочей строках, о вертикальном (снизу вверх, сверху вниз) и горизонтальном (слева направо, справа налево) направлениях движения руки; изучаются основные элементы письменного шрифта: прямая линия; линия с закруглением с одной стороны; линия с закруглением с двух сторон; линия с петлей; линия с овалом до середины строки; плавная линия, начинающаяся с закругления снизу; овал, полуовал.
Тематика уроков по письму на этой же ступени связана с гигиеническими и общеучебными знаниями и умениями: «Знакомство с «Прописью» и разлиновкой на ее страницах»; «Строка и междустрочное пространство»; «Письмо прямых линий (сверху вниз и слева направо)»; «Прямая наклонная короткая линия»; «Длинная наклонная линия»; «Прямая линия с закруглением»; «Линии с закруглением внизу и вверху»; «Длинная линия с петлей»; «Овал»; «Правый и левый полуовалы»; «Прямая линия с овалом до полстроки»; «Плавно наклонные линии, начинающиеся с закругления внизу».
К концу первого этапа подготовительного периода учащиеся овладевают следующими знаниями и умениями: распознавать гласные и согласные звуки, которые входят в состав слова; делить слова на слоги, соотнеся количество слогов и количество гласных в слове; определять ударный слог; обнаруживать различия в структуре слогов, выделяя в них ядро: Г (гласный) или СГ («слияние»).