Методические материалы, статьи

Задачи и содержание работы по морфологии.

Изучение грамматической системы русского языка, в которую входит морфология как учение о частях речи, способствует развитию мышления младших школьников и их речевых способностей, формированию у них представления о языковых принципах организации речевой деятельности, о правилах изменения слов и нормах построения высказываний. Знание грамматических законов родного языка позволяет школьникам понимать любого собеседника и грамотно строить собственную речь.

Речевая среда, которая окружала ученика до школы, как правило, формирует его речевое поведение. Проведение начальной диагностики речевых особенностей детей позволяет учителю обозначить их речевые недочеты. Важно понимать, какие нарушения характерны для школьника и к каким умениям они относятся — к речевым или языковым. Наиболее распространенными являются недочеты, связанные с отсутствием знания языковой нормы: орфоэпической и орфографической. Так, школьники из-за незнания рода имен существительных могут сказать, например: вкусная баклажанка, крепкое кофе. Ошибки детей могут быть вызваны незнанием правильных падежных форм или форм числа: много яблоков и апельсин; люди надели польта, сколько время, у сестре, на лбе. Ошибки школьников могут быть связаны с неправильным образованием форм имен прилагательных, глаголов или местоимений, например: длиньше, текет, хотит, для ей, ихнего, ушёдши.

Грамматические ошибки, которые допускают младшие школьники в речи, часто вызваны нарушениями в построении форм согласования и управления, например: в душистых кустов роз-, задуманная дело; удивляясь его красотой, радовались чудом природы, интересуюсь об изменении расписания.

Коммуникативно-деятельностная система обучения языку позволяет устранить типичные ошибки, встречающиеся в речи детей. Многие из названных ошибок появились в связи с бедной речевой средой. При освоении языковых закономерностей, норм, установленных для культурного (грамотного) речевого поведения, язык школьника становится правильным, обогащается сложными конструкциями, позволяющими ему не только оформить свои мысли, но и понимать грамотную речь культурного собеседника.

Программой начальной школы предусмотрено практическое освоение первоначальных сведений из области морфологии и синтаксиса.

В морфологии все слова делятся на разряды, называемые частями речи. В основе деления частей речи лежат три принципа:

1) семантический (единство лексико-грамматического значения — предметность для существительного, процессуальность для глагола и т. п.);

2) морфологический (общность морфемного облика слова, системы его грамматических категорий и форм, например род, число, падеж имени существительного, вид, время, залог глагола и т.п.);

3) синтаксический (основная функция слов этой части речи в предложении и грамматическая сочетаемость со словами других частей речи).

Основные структурно-семантические разряды слов образуют взаимосвязанную расчлененную систему, все разряды слов которой находятся в особых взаимоотношениях. Среди знаменательных частей речи есть формально независимые, например имя существительное, и зависимые — имя прилагательное, наречие, если в предложении оно выступает в основной своей функции. Так, прилагательное сочетается только с существительным, определяет только его: солнечный день, умный мальчик. Наречие, как выразитель признака признака или признака действия, сочетается, как правило, с глаголом, прилагательным или другим наречием и определяет их: ехать быстро, очень интересный собеседник, весьма успешно выступить.

Служебные части речи всегда занимают зависимое положение, так как они служат или для выражения синтаксических отношений между именами существительными и словами других частей речи (предлог), или для оформления связи между частями сложного предложения, отдельными предложениями текста или словами в предложении (союз), могут вносить различные добавочные оттенки в значение слов, словосочетаний, предложений (частица).

Понимание зависимости между словами различных частей речи позволяет учителю формировать представление о главном и зависимом слове в словосочетании. Так, для нас понятно, что в словосочетании сущ. + прил. главным словом будет существительное, зависимым — прилагательное; в словосочетании гл. + нар. главным будет глагол, зависимым — наречие.

Чтобы школьники правильно употребляли языковые формы в речи, мы учим их выделять главные и зависимые слова или конструкции в структуре предложения.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005