Задачи и содержание работы по разделу «Состав слова». Часть 1.
Зачем школьнику, начинающему изучать родной язык, необходимы знания о составе слова? Учеными было установлено, что к школьному возрасту период детского словотворчества заканчивается, дети интуитивно овладевают основными словообразовательными моделями и научаются правильно использовать слова в своей речи, но учителя замечают, что у младших школьников наблюдается ошибочное употребление слов, связанное с неправильным их образованием, например: непоседка вместо непоседа. Дети, не зная правильных форм слова, могут создавать собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работали бетонщики, штукатурщики. В речи детей могут употребляться просторечные или диалектные формы слов: они хочут, выстрелънул. Возможен пропуск морфем: есь вместо есть, трудящие вместо трудящиеся. Ученики могут употреблять в своей речи такие слова как, например, ложит, спотыкнулся, заместо, втыкана веточка, собакина конура.
Для того чтобы речь детей, как письменная, так и устная, была правильной уже на начальном этапе обучения, школьники знакомятся со словообразовательной системой языка.
Знания о морфемном составе слова, умения узнавать, выделять части слова и определять их значение лежат в основе всех видов речевой деятельности. Особенно важны они при чтении — для углубления понимания содержания необходимо уметь видеть строение слова, его «внутреннюю форму», обогащающую значение и смыслы конкретной лексемы, а на письме — для определения границ морфем и грамотного написания слова.
Ознакомимся с программой по русскому языку для начальной школы.
Состав слова. Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того оке слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.
Целью изучения этого раздела языка в начальной школе является формирование представления:
- о составе слова, морфеме как единице языка (без определения этого понятия);
- об основных морфемах — корне, приставке, суффиксе и окончании;
- о некоторых морфологических способах образования слов в русском языке;
- словообразовательных моделях, по которым образуются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
За время обучения в начальной школе у детей формируются умения:
- выделять структурные элементы слова, определять их значение и функцию в слове;
- видеть основу слова как план выражения лексического значения и окончание как план выражения грамматического значения;
- пользоваться школьным словообразовательным словарем.
У младших школьников вырабатываются следующие навыки:
- использование знания о составе слова и его словообразовании в речевой практике;
- расширение индивидуального словаря морфем.
Словарный состав русского языка с точки зрения структурного строения слова неоднороден, в нем можно выделить слова непроизводные, изначально присущие языку или ставшие такими в процессе развития, например земля, небо, корыто, понедельник, и производные, имеющие помимо корня другие значимые аффиксы, например школьник, самолет, каменистый. Большая часть слов русского языка являются производными, созданными по закрепленным в языке словообразовательным моделям. Наличие таких конструкций позволяет носителям языка, с одной стороны, создавать новые слова, например компьютер-щик, дискет-к-а, с другой — толковать значение неизвестного слова путем членения его на морфемы, например последователь — тот, кто следует за кем-либо. Таким образом, большее количество слов в языке не запоминается, а воспроизводится по известным словообразовательным схемам и моделям.