Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 7.
Самостоятельной работе, которая бы стимулировала учеников, повышала их интерес к чтению, способствуют следующие виды упражнений.
Игра «Подскажи слог». Учитель показывает схемы разных типов по структуре слогов (СГ, ССГ, СССГ, ГС, СГС, ССГС), дети находят на карточках или на доске (учитель готовит специальный дидактический материал) соответствующие по структуре слоги и прочитывают их или предлагают свои варианты слогов, подходящих под названные учителем типы слогов.
Игра «Как пишется, как слышится?». На уроке учитель использует два вида чтения: орфографическое («как написано») и орфоэпическое («как говорим»).
Игра «Ты о чем?». Организация чтения предложений и текстов с определенной интонацией. Например, дается предложение Наша Таня громко плачет и детям предлагается прочитать его с разным логическим ударением: «Прочитай это предложение так, чтобы было понятно, чья Таня плачет», «Прочитай так, чтобы было понятно, что не Оля, не Ира, а именно Таня плачет», «Прочитай так, чтобы все поняли, что самое важное слово здесь — это как Таня плачет», «Прочитай так, чтобы все поняли, что делает Таня». Эти упражнения важны для формирования как технической стороны навыка, так и умения понимать читаемое.
Игра «Точка, точка, запятая...». Учитель знакомит детей с основными знаками препинания — точкой, запятой, вопросом и восклицательным знаком. Показывая на карточке знак препинания, учитель молча (такая договоренность) указывает, с какой интонацией надо прочитать слово или предложение (с перечислительной или вопросительной и т.п.). Это упражнение развивает пунктуационную зоркость первоклассников.
Помимо аналитических упражнений в период обучения грамоте постепенно вводится комментированное чтение как аналитико-синтетический тип учебной работы.
Сама логика жизни и науки (лингвистики и дидактики) требует от нас постепенного перехода от научения озвучивать черные печатные значки (буквы) через осмысление («О чем это автор говорит?») к пониманию («А как автор это объяснил?») и наслаждению текстом («Вот это сказал!»). Поэтому анализ читаемого на уроке необходим в первую очередь для того, чтобы маленький слушатель (читатель) учился понимать, что делает автор, а потом, занимая позицию автора, знал, каким способом оформить внутреннюю и внешнюю речь, чтобы передать то, что думаешь и чувствуешь. В начальной школе это воспитывается практическим образом: ежедневной коммуникацией на уроках. Методическое повторение способов учебной работы тренирует умение мыслительных и двигательных действий. Комментированное чтение позволяет обратить внимание детей на все возможные языковые средства текста.
Конечно, надо помнить: у ребенка нет навыка озвучивать буквы без труда (усилия, на которое уходит столько энергии, что на осмысление озвученного сил уже не остается), и чтение само по себе не может вызвать интерес. Поэтому первоначально предлагайте ученику прочитать самостоятельно небольшую фразу (предложение или часть его), причем детям с более высокой техникой чтения — побольше, с менее высокой — от слова до словосочетания. После их прочтения повторите ту же фразу еще раз, чтобы они ее осмыслили, и читайте абзац сами. Таким образом, изо дня в день количество читаемого детьми материала увеличивайте постоянно, но постепенно.