Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 4.

Обзорные лекции по желанию преподавателей могут проводиться с целью повторения и обобщения материала по какой-либо широкой теме курса.

Если на установочной лекции преподаватель формирует исходные для всего раздела курса или широкой темы понятия и поэтому здесь доминирует объяснительный метод представления информации, то на обзорных лекциях, где преподаватель может в ходе лекции часто обращаться к студентам с вопросами и заданиями, доминирует репродуктивный метод. Однако на таких лекциях правомерно несколько по-другому группировать теоретические сведения о языке и в связи с этим дополнять информацию, полученную на частнотематических лекциях.

Так, если на установочных и последующих частнотематических лекциях по лексикологии не обращалось внимания на расхождения лексикологов в понимании соотношения денотативного и сигнификативного значений слова, то можно это сделать на лекции по обзорной теме «Проблемы лексической семантики слов русского языка».

Итоговые лекции целесообразны по всему аспект-ному курсу русского языка (фонетике, морфологии, синтаксису и т. д.). Обычно они в высшей школе именуются консультациями перед зачетами или экзаменами. Поэтому характеризовать их более уместно в связи с контролем знаний и умений студентов по курсу современного русского языка.

Дискуссионные вопросы языка в методическом преломлении. Вузовский преподаватель-русист, а через его посредство и будущие учителя русского языка в высшей школе должны знать, какие «прибавки» к школьному курсу русского языка студент получает в высшей школе.

И здесь имеется в виду не только расширение курса (большее количество сведений по каждой теме), но и его углубление, которое нужно понимать как более дифференцированную, иногда качественно иную характеристику явлений языка и лингвистики.

Например, в школьных учебниках русского языка говорится, что имена существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы: «Кто это?» и «Что это?», что под предметом в грамматике понимаются разные типовые явления (названия людей, животных, географические названия и т. д.). И далее перечисляются общие признаки имен существительных.

Что к этому прибавляется в учебниках по современному русскому языку для студентов? По существу только замена термина «предмет» более отвлеченным «предметность». Получается определение неизвестного понятия «имя существительное» через столь же неизвестное «предметность» («предмет»). А между тем более определенная дефиниция вполне доступна пониманию не только студентов, но и старшеклассников средней школы.

Предмет (или предметность) в лингвистике — это объективная реальность, которая нашим сознанием воспринимается как нечто существующее отдельно и имеющее пространственные или временные границы.

Такая характеристика позволяет объяснить зависимость между обобщенной семантикой имен существительных и их грамматическими признаками.

Так, если у конкретных существительных (человек, стол, день, месяц) нами мыслятся определенные границы, то у абстрактных и вещественных — неопределенные, хотя наше сознание сигнализирует, что какие-то границы все-таки имеются. Ввиду неопределенности границ абстрактные и вещественные «предметы» (существительные) не могут исчисляться и, следовательно, иметь формы множественного числа.

Однако когда они конкретизируются, обретая определенные границы, у них появляются формы множественного числа (силы, инициативы, пески, сыры). Если между разновидностями таких «предметов» есть качественные различия (сыры, масла), формы множественного числа правомерны; если же их нет (нефть, сметана), формы множественного числа образовать невозможно.

М. Успенский



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005