Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 1.

Большая дифференцированность занятий в высшей школе по сравнению со средней очевидна. Это в настоящее время можно считать структурной закономерностью любого вузовского курса, в том числе и современного русского языка. В то же время, как уже отмечалось, и в этих условиях дают о себе знать интеграционные тенденции, которые в отдельных случаях нивелируют различия между школьной и вузовской методикой.

Такие тенденции проявляются прежде всего в основной разновидности вузовских занятий — лекции.

Значение и специфика лекционного курса в высшей школе. Слово учителя в средней и преподавателя в высшей школе — незаменимое средство сообщения (получения) информации почти по любому учебному предмету.

В настоящем и обозримом будущем всевозможные технические средства обучения, какими бы они ни были совершенными, не могут и не смогут полностью заменить такое «информационное устройство», как человек, у которого гораздо больше возможностей воздействовать на обучающихся при обычном контактном общении, и тем более — при неожиданных изменениях учебных ситуаций. И пройдет еще немало времени, прежде чем «обучающая» техника сможет (и сможет ли?) сравниться в этом плане с человеком. Компьютерное обучающее устройство не способно вне рамок заложенной в него программы реагировать на изменения учебных ситуаций так, как преподаватель.

В этом отношении одинаково высока роль вузовского преподавателя и школьного учителя, дающих новые знания школьникам или студентам. Однако если на школьных уроках знания по теме рассредоточиваются по разным урокам, то в высшей школе они концентрируются в лекционном курсе, который по праву считается доминирующим в системе высшего образования.

Во время лекций студенты получают знания, которые являются основой для соответствующих умений и которые систематизируются и даются в определенной последовательности.

Если говорить о курсе современного русского языка, то в соответствии с преобладающей ориентацией на лингвистическую компетентность лекционный цикл по широкой теме обычно начинается с характеристики исходных лингвистических понятий о системных и нормативных явлениях русского языка и анализа взглядов ученых-русистов на эти явления. А в последующих лекциях эти явления систематизируются, классифицируются, детализируются с помощью различных учебных способов и средств.

Характерной особенностью вузовских лекций является их относительная структурная однородность. На школьных уроках обычно легко выделить отдельные структурные элементы (анализ домашнего задания, сообщение новых знаний, различные упражнения, текущее повторение и пр.). На вузовской лекции структурные элементы выделяются лишь в тех случаях, когда «информирующее слово» преподаваталя-лектора прерывается вопросами или заданиями студентам, использованием наглядности, ТСО и под.

Элементы педагогической риторики в высшей школе. Успешность каждой лекции зависит от многих условий.

Вряд ли она будет результативной, если деканат не выделит для нее удобной аудитории, если не будет достаточного освещения, если мешают воспринимать информацию посторонние шумы и т. д. И такие неблагоприятные «если», особенно незапрограммированные, можно перечислять бесконечно.

В наибольшей мере успех лекции зависит от преподавателя, от его квалификации, манеры поведения, отношений со студентами, его волевых качеств, психического и физического состояния и многого другого, связанного с его индивидуальностью и менталитетом.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005