«В культуре нет ничего, чего не было бы в человеке»
История культуры как история становления личности
На фоне заунывных жалоб о состоянии российской науки, близком к коматозному, каждая новая теоретическая книга кажется почти чудом. Не изданные наконец-то теории пятидесяти семидесятилетней давности, а крепкие современные теоретические работы, которые только что изваяли и предлагают на пропитание изголодавшимся умам.
Уже заголовок говорит о размахе и глубине авторских идей: «Культура как система. Структурная морфология культуры. Единство отногенеза и филогенеза. Изоморфизм мышлений и историко-культурной феноменологии». Андрей Пелипенко и Игорь Яковенко предлагают нам высококалорийное питание.
Во-первых, безбрежное и побившее по частоте употребления все рекорды понятие культуры здесь не только вводится в некоторые рамки, но и анализируется как структура, система. Именно такой подход позволяет заняться увлекательной игрой в этакий интеллектуальный «пазл», вставляя в общую картину множество разных определений культуры, связывая их друг с другом, располагая на разных уровнях: практически каждому кусочку-понятию находится место. Конечно, авторы обращаются не к широкому читателю; институт «Открытое общество», содействовавший изданию книги, видел в ней скорее «учебную литературу по гуманитарным и социальным дисциплинам», чем бестселлер. Но если бы предпринять некоторые усилия по переводу авторских идей со специального языка на общекультурный (такое намерение нам не чуждо, может быть, мы его и осуществим в полном объеме), идеи эти действительно заинтересовали бы очень многих. Тех, кто, по выражению самого Игоря Яковенко, склонен более к философствованию, чем к профессиональной философии.
Во-вторых, идея единства пути развития духовного в человеке и в человечестве в целом на уровне подсознания кажется неоспоримой наверное, поэтому так редко формулируется (да и была ли она до сих пор кем-то произнесена?). Отсюда приятное чувство узнавания не чьей-то цитаты, а твоего собственного, только случайно недодуманного.
Наконец, приложение этой идеи к исторической практике: историософский очерк, как на шампур, нанизанный на идею становления истории как становления личности.