Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа литературного образования. Часть 2.
Четвертый шаг. Если учитель принимает позицию авторов, изложенную в программе, можно приступать к анализу учебников. Учебник обращен к ребенку и должен реализовать в практике учебного процесса авторский подход. Поэтому анализ учебника предполагает соотнесение его содержания и структуры с целью, задачами, содержанием программы и соотнесение методического аппарата учебника с методами и приемами, заявленными в программе. Целесообразна следующая последовательность анализа:
1) круг чтения, его соответствие принципам отбора и расположения литературного материала;
2) методический аппарат, его целевая направленность, структура и содержание. Типичные вопросы и задания. Место работы с методическим аппаратом в учебной деятельности ребенка;
3) справочный аппарат, его целевое назначение, структура и содержание. Место работы со справочным аппаратом в учебной деятельности ребенка;
4) иллюстративный материал, его целевое назначение, содержание, связь с литературным материалом, расположение в учебнике, полиграфическое качество. Наличие заданий к иллюстративному материалу;
5) наличие и целесообразность аппарата организации усвоения (условные обозначения, памятки);
6) дизайнерское решение учебной книги. Соединение дидактических и эстетических качеств книги как предмета материальной культуры.
Пятый шаг. Методический аппарат учебника никогда не раскрывает весь ход урока; чтобы сделать адекватный вывод об авторской методике, необходимо обратиться к методическим рекомендациям для учителя и тетрадям на печатной основе для учащихся (при их наличии). В данном случае целесообразно выбрать несколько уроков по произведениям разных жанров и проанализировать их, рассматривая в единстве рекомендации для учителя, методический аппарат учебника и задания для учеников в тетрадях. Анализ этих уроков также строится в сравнении с целью и задачами, сформулированными в программе, методами и приемами, предложенными ее авторами.
Шестой шаг. Уроки литературного чтения начинаются после завершения работы по азбуке или букварю. К этому моменту учитель хорошо знает свой класс и может учесть особенности детей при выборе учебно-методического комплекта.
Столь подробный анализ нужен учителю для того, чтобы выбрать программу, отвечающую его педагогическим убеждениям, чтобы знать перспективы работы, видеть трудности, с которыми он может встретиться, и вовремя находить пути их преодоления.
Многие учебно-методические комплекты оснащаются сегодня различными дополнительными учебными материалами: электронными и печатными словарями (биографическими, терминологическими), наборами портретов писателей, репродукций картин, музыкальными хрестоматиями и т.д. Эти материалы, хоть и создаются в соответствии с авторской концепцией, менее к ней привязаны, чем учебники и методические рекомендации, и могут быть использованы при работе по разным программам.