Методические материалы, статьи

Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа литературного образования. Часть 2.

Четвертый шаг. Если учитель принимает позицию авторов, изложенную в программе, можно приступать к анализу учебников. Учебник обращен к ребенку и должен реализовать в практике учебного процесса авторский подход. Поэтому анализ учебника предполагает соотнесение его содержания и структуры с целью, задачами, содержанием программы и соотнесение методического аппарата учебника с методами и приемами, заявленными в программе. Целесообразна следующая последовательность анализа:

1) круг чтения, его соответствие принципам отбора и расположения литературного материала;

2) методический аппарат, его целевая направленность, структура и содержание. Типичные вопросы и задания. Место работы с методическим аппаратом в учебной деятельности ребенка;

3) справочный аппарат, его целевое назначение, структура и содержание. Место работы со справочным аппаратом в учебной деятельности ребенка;

4) иллюстративный материал, его целевое назначение, содержание, связь с литературным материалом, расположение в учебнике, полиграфическое качество. Наличие заданий к иллюстративному материалу;

5) наличие и целесообразность аппарата организации усвоения (условные обозначения, памятки);

6) дизайнерское решение учебной книги. Соединение дидактических и эстетических качеств книги как предмета материальной культуры.

Пятый шаг. Методический аппарат учебника никогда не раскрывает весь ход урока; чтобы сделать адекватный вывод об авторской методике, необходимо обратиться к методическим рекомендациям для учителя и тетрадям на печатной основе для учащихся (при их наличии). В данном случае целесообразно выбрать несколько уроков по произведениям разных жанров и проанализировать их, рассматривая в единстве рекомендации для учителя, методический аппарат учебника и задания для учеников в тетрадях. Анализ этих уроков также строится в сравнении с целью и задачами, сформулированными в программе, методами и приемами, предложенными ее авторами.

Шестой шаг. Уроки литературного чтения начинаются после завершения работы по азбуке или букварю. К этому моменту учитель хорошо знает свой класс и может учесть особенности детей при выборе учебно-методического комплекта.

Столь подробный анализ нужен учителю для того, чтобы выбрать программу, отвечающую его педагогическим убеждениям, чтобы знать перспективы работы, видеть трудности, с которыми он может встретиться, и вовремя находить пути их преодоления.

Многие учебно-методические комплекты оснащаются сегодня различными дополнительными учебными материалами: электронными и печатными словарями (биографическими, терминологическими), наборами портретов писателей, репродукций картин, музыкальными хрестоматиями и т.д. Эти материалы, хоть и создаются в соответствии с авторской концепцией, менее к ней привязаны, чем учебники и методические рекомендации, и могут быть использованы при работе по разным программам.

М. Воюнова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005