Методические материалы, статьи

Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 4.

К новым и эффективным методам обучения грамоте относится метод складов Н. А. Зайцева. «Кубики Зайцева» — практическая реализация идей основателя русской физиологии И. М. Сеченова. Поток ощущений, проходящий через растущий организм, четко дробится на своеобразные «кванты информации» (по Н. А. Зайцеву), операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. «Вижу, слышу, трогаю» — основные ориентиры метода. Каждый кубик воспроизводит сочетания одного согласного со всеми гласными либо верхнего, либо нижнего ряда (по «ленте звуков и букв»): например, на одной из шести сторон большого кубика можно прочитать НА — НО — НЫ — НЭ — НУ — Н, а маленького кубика — НЯ — НЁ — НИ — НЕ — НЮ — НЬ. Кубики, на которых изображены все возможные в русском языке слогосочетания, разновелики и разнозвучны. Во-первых, кубики со слогами-слияниями, имеющими твердый согласный, больше по размеру, чем кубики со слогами, имеющими мягкий согласный. Это объясняется особенностями артикуляции: при произнесении твердых звуков ротовая полость более объемна, нежели при воспроизведении мягких согласных. Дети, пропевая или проговаривая звуки, слоги, слова, учатся замечать эти факты. Во-вторых, кубики с буквами звонких согласных наполнены металлическими деталями и, когда их берешь в руку, издают легкое позвякивание, соответственно кубики с буквами глухих согласных наполнены деревянными деталями и «шуршат». Звучащие кубики Зайцева — это своеобразный «музыкальный» инструмент, с помощью которого ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Дети, обучающиеся по этому методу, не только успешно овладевают навыком чтения и письма, но специально вводятся в звуковую действительность языка таким образом, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.

Для методики Н. А. Зайцева характерен такой важный для растущего организма фактор, как ритмизация деятельности. Она появляется и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны учителя, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определенному правилу моторно-эмоциональных аспектах, и в ритмических движениях кисти ребенка для опознания «железных», «деревянных», «золотых» кубиков (их потрясывание). Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют необходимому функциональному резонансу, облегчают восприятие, деятельность и усвоение знаний и умений. Также важными достоинствами учебных приемов Н. А. Зайцева являются формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взгляда и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка.

Таким образом, применение методики, предлагаемой Н. А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. На всех этапах обучения чтению у детей формируются умственные действия, правильному и полноценному формированию которых посвящены подробные методические разработки.

Кубики Зайцева появились в результате обобщения целого ряда приемов учителей-новаторов (в частности, С. Н. Лысенковой), основанных на методе синтеза и сопоставления «ленты звуков и букв».

Любые методы, используемые на уроках обучения грамоте, должны быть облечены в игровую форму для постоянного поддержания интереса к занятиям родным языком. Приведенный выше пример показывает не только его мотивационную, но и пропедевтическую ценность, так как расширяет представление детей о единицах языка и их значениях, что пригодится в последующей работе по изучению русского языка.

Е. Антонова



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005