Методические материалы, статьи

Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 2.

Углубленная работа над звуковым составом в слове впоследствии приводит учащихся к более четкому соотнесению звука и буквы, предотвращает их смешение. Авторы метода рекомендуют при чтении слова слоговой синтез, который идет параллельно со слого-звуковым анализом. Так, чтобы прочитать, например, слово стол, следует выделять в первую очередь слог-слияние (СГ): [то], затем слог замыкается [л] — [тол], а затем вначале произносится [с] и добавляется уже опознанный [тол] — [стол].

Звуко-буквенный анализ слов долгое время считался в нашей школе основным видом звукового анализа при обучении грамоте. Однако ученый-методист П. С. Жедек, ссылаясь на обширную литературу и анализ специальных проверочных работ, констатирует, что самыми стойкими и труднопреодолимыми ошибками являются ошибки при выполнении заданий на звуко-буквенный анализ слов: «...учащиеся, получив задание на звуковой анализ, фактически анализировали буквенный состав слова, опираясь на его зрительное представление». По мнению П. С. Жедек, причина устойчивости ошибки — результат подмены анализа звуковой оболочки слова рассуждениями о звуковых значениях букв. Таким образом, делая вывод, что звуковой анализ, который осуществляется с ориентацией на букву без слушания слова, является причиной возникновения у детей фонетических ошибок, П. С. Жедек справедливо считает, что нужно отличать собственно звуковой анализ, которому отводится время в добукварный период, от звуко-буквенного анализа, являющегося ведущим приемом в основной (букварный) период обучения грамоте. Более того, собственно звуковой анализ как упражнение для формирования фонематического слуха необходимо проводить на протяжении всего периода обучения в начальной школе, а не только в добукварный период. Работа со звуковой структурой слова является пропедевтикой орфографического навыка, так как формирует орфографическую зоркость ученика.

В чем же отличие звуко-буквенного анализа от собственно звукового?

Проанализируем план звуко-буквенного анализа слов.

1. Сколько в слове яблоко слогов, какой слог ударный?

2. Сколько в слове звуков и букв?

3. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой он обозначен на письме?

Нетрудно прийти к выводу, что уже в плане звуко-буквенного анализа содержится ориентация на букву, а не на звук: постановка вопросов ва втором и третьем шагах плана подталкивает оперировать буквами, а не звуками. Собственно звуковой разбор, цель которого — выделение последовательности единиц в звучащем слове, не требует обращения к буквам и уже по одному этому создает предпосылки для того, чтобы не находиться в зависимости от буквы. Кроме того, ученый-методист считает целесообразным сформировать способы осознанного выделения единиц звуковой последовательности, средств самоконтроля.

Далее, доказывая необходимость каждого пункта плана и соблюдения заданной последовательности при собственно звуковом анализе слов, П. С. Жедек указывает, что при переходе на более высокий уровень звукового анализа необходимо расширять круг анализируемых слов. Вначале использовать слова, в которых если и есть звуки в слабых позициях, то они совпадают с основным видом фонем (с сильной позицией). На следующем этапе разбирать слова, в которых имеются звуки, не совпадающие по акустическим признакам с сильной позицией. Так, например, если на первоначальном этапе для звукового анализа использовались словоформы ноги, воду, то на последующем могут быть взяты словоформы нога, вода, ног, вод.

Таким образом, при переходе на новый этап звукового анализа возникает потребность обсудить написание этих слов, т.е., по мнению П. С. Жедек, включить этот анализ в звуко-буквенный. Однако для того чтобы собственно звуковой анализ, действительно составляя первоначальную ступень звуко-буквенного, входил в него, необходимо сохранить уже сложившийся порядок собственно звукового разбора слова, дополнив еще одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005