Методические материалы, статьи

Условия и способы формирования техники чтения. Часть 1.

Первое условие, которое ставится при формировании грамотного читателя, — это требование осмысления прочитанного. С этой целью на уроке чтения дети используют прием, который позволяет приучить их к внимательному слушанию и слежению по тексту за читающим.

Приучайте детей понимать непонятное. С этой целью при прослушивании (или прочтении) текста в качестве реакции на незнакомое слово ребенок имеет право сказать «Оп!» (варианты: «Ой!», «Стоп», «Ах!» или любой другой короткий звуковой сигнал). Учитель останавливает чтение и спрашивает тех, кто может объяснить значение данного слова, в некоторых затруднительных случаях объясняет сам или отсылает ученика к словарю, который здесь и сейчас читает словарную дефиницию. На первых порах такая работа будет замедлять общий темп урока, однако неторопливость в освоении техники чтения принесет положительные результаты: осмысленность чтения удерживает интерес к этой трудоемкой работе.

Накапливая непонимание, ученик формирует устойчивую привычку не «быть», а «казаться». Скрывая на первых порах неосознанность чтения — а отсутствие правильности, выразительности и беглости скрыть невозможно, — ученик накапливает фрустрацию (тревожность) и боязнь урока чтения. Тем самым увеличивается неприязнь к чтению как процессу и, как побочный эффект, к уроку, школе, учителю и одноклассникам.

Второе условие — это мотивированное чтение. Физически нормальный ребенок всегда испытывает интерес к новому типу деятельности. Если у здорового ребенка нет естественного интереса к чтению, значит, имеются как минимум две причины: 1) трудности буквосложения, слогосложения в целое слово (или, как вариант, слов в словосочетания или в предложении, и потому слово остается «неузнанным», незнакомым; 2) мелкий (или неудобочитаемый) шрифт, не позволяющий сразу узнать буквы и слоги, неудачно расположенные на странице слова (буквы «пестрят», строка разбивается картинками, схемами и т.п.).

Первая причина устраняется индивидуальным подходом: такому ученику следует разработать отдельные упражнения по чтению коротких или длинных, но поделенных на слоги слов. Такая работа предусмотрена во многих учебниках по чтению (II-IV класс), например в «Литературном чтении» О. В. Кубасовой, где перед очередным произведением предлагается прочитать по слогам наиболее трудные слова из текста, слова-паронимы (например, пред-ста-ви-тель-ный / пред-ста-влен-ный) и обсудить их значения.

Возьмите старые буквари, вырежьте слова с различными типами слогов ГС-СГ, ССГ-СГ, СССГ-СГ-СГС и т.п., наклейте на картон, оберните целлофаном, и у вас будет набор индивидуальных карточек для отстающих учеников.

Вторая причина устраняется правильно подобранными книгами для чтения, особенно это касается уроков внеклассного чтения. Помимо учебников, которые, как правило, имеют гигиенический сертификат и, следовательно, отвечают требованиям физиологов и психологов, для начала следует выбирать книги с крупным шрифтом, небольшим текстом и яркими иллюстрациями, вызывающими положительные эмоции.

Третье условие — доброжелательность и терпение учителя, которое определяет атмосферу взаимоуважения и терпимости учеников друг к другу1. Ведущим методом системы обучения чтению является коммуникативно ориентированное чтение изучаемых литературных произведений. Это значит, что на уроках чтения учитель строит коммуникацию: учит детей осознавать свои коммуникативные роли, воспитывает уважение к собеседнику (будь он учителем, писателем или учеником).

Если ученик читает произведение, то он вступает в коммуникацию с писателем, которого в классе нет, но который все, что хотел сказать, изложил в своем тексте. Ученик в этом случае — читатель-адресат, и его задача использовать все свои знания русского (родного) языка, чтобы понять автора.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005