Методические материалы, статьи

Урок — основная форма организации обучения географии.

В первоначальный период существования школы в странах Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии и др.) ее развитие происходило от индивидуальной формы учебно-воспитательного процесса к индивидуально-групповой. При индивидуальном обучении учитель обучал каждого ученика в отдельности, давая задания, а затем также индивидуально проверял его выполнение. При индивидуально-групповой форме обучение также осуществлялось индивидуально. Каждому ученику давалось отдельное задание, за которое он должен был отчитаться учителю.

К изучению нового материала ученик приступал только тогда, когда достаточно прочно был усвоен предыдущий материал. Такая организация обучения обеспечивала качество знаний, если учитель был высококвалифицированным педагогом, а учащихся были единицы.

Индивидуальное обучение было доступно ограниченному кругу населения. Развитие промышленности, рост городов и торговли усиливали спрос на грамотных людей. Поэтому уже в XV-XVI веках возник кризис индивидуальной формы обучения. Педагоги искали выход из положения в каком-то чудодейственном методе обучения. Наиболее отвечающей запросам того времени и по настоящее время стала классно-урочная система, впервые разработанная Я. А. Коменским (1592-1670). Наступила эра классно-урочной школы (классическая или реальная гимназия, лицей, колледж и др.), в которой доминирует групповая форма обучения, являющаяся для всей государственной системы образования систематизирующим инструментом. Переход к классно-урочной системе означал решение главной проблемы XVI-XX веков: проблему массовости образования. Этот переход не решал проблему качества и высокого уровня образования для всех. Пока не вводилось всеобщее начальное образование, классно-урочная система в основном с этой задачей справлялась.

Нельзя не отметить, что и в прошлом опыте советской школы было немало попыток реализации индивидуального и дифференцированного обучения. По мнению многих специалистов, индивидуализация обучения в условиях классно-урочной системы в полной мере не может быть осуществлена. В связи с поисками улучшения классно-урочной системы обучения и воспитания в советское время весьма успешно стало применяться дифференцированное групповое обучение. При хорошей организации учебно-воспитательного процесса дифференцированное обучение позволяло в значительной мере учитывать индивидуальные особенности учащихся. Наиболее приемлемым стало дифференцированное групповое (или бригадное) обучение. Тем не менее, поиски активных методических приемов обучения и форм организации обучения продолжаются.

Как известно, в последнее время активно пропагандируются активные методы обучения, основанные на характере познавательной деятельности учащихся в отличие от более старой системы методов обучения, в основу которой были положены источники знаний (словесные, наглядные и практические).

Активные поиски новых форм организации обучения приводит к самым разнообразным предложениям. Заслуживают, прежде всего, внимания предложения сохранения классов, т.к. отменить классно-урочную систему в современной школе нереально. Поэтому урок остается основной формой организации обучения географии.

Формы организации обучения географии обусловлены, прежде всего, ее содержанием, а также средствами и методами обучения. Выделяются две группы организационных форм обучения географии: урочные и внеурочные, или внеклассные. В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ преобладает классно-урочная система обучения. Урок является основной формой организации обучения географии. В старших классах в рамках урока применяется лекционно-семинарско-зачетная форма обучения. Учебные экскурсии, олимпиады, консультации, практикумы, экзамены, домашняя работа учащихся и общественные смотры знаний выполняют вспомогательную роль.

По особенностям взаимодействия учителя и учащихся различаются индивидуальная фронтальная и групповая формы организации учебной деятельности.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005