Методические материалы, статьи

Уроки развития речи. Часть 2.

Забота об интересном и комфортном обучении есть одновременно забота о психическом и физическом здоровье молодого поколения, так как интерес способствует значительному повышению работоспособности, содействует формированию волевых качеств личности, укреплению ее активной творческой позиции. Исследования показывают, что активные, проявляющие интерес к миру личности лучше преодолевают стрессовые ситуации, реже заболевают. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы, ведь счастливое детство не менее важная цель школы, чем обучение. Этим требованиям полностью соответствуют УМ К «Русская филология» (под ред. ак. Г. Г. Граник) и УМК Н. А. Зайцева, который создал уникальную систему обучения грамоте и русскому языку, выстроив свою методику на основе психофизиологической природы растущего организма. Синтез курсов языка и литературы, который присущ названным комплексам, учитывает психологические законы корреляции механизмов грамотности и понимания, механизмов восприятия и порождения речи. Последнее позволяет связать анализ и риторический синтез текста.

Совершенно различные по принципам и содержанию учебно-методические комплексы Г. Г. Граник и Н. А. Зайцева имеют сходные цели — пробудить у школьников любовь к родному языку и помочь каждому из них овладеть грамотной русской речью в ее устной и письменной формах и, самое главное, реализуют их через продуманную систему мотивирующих учебных пособий, у ребенка снимающих тревожность, а у учителя формирующих ценности их концептуальных подходов.

Каждый урок русского языка должен быть уроком развития речи. Однако в методической науке установлена типология уроков развития речи, к которым относят уроки подготовки и написания изложения и сочинения, урок анализа письменных работ.

Изложения и сочинения имеют свои классификации.

Каждая из классификаций решает проблемы формирования речевых умений, записанных в федеральных программах. В любой из рекомендованных учебных программ учитываются требования государственных стандартов о поэтапном обучении писать изложения и сочинения.

Как вы думаете, что ребенку легче написать: изложение или сочинение? Чтобы ответить на поставленный вопрос, сравним схемы акта коммуникации при написании сочинения и изложения.

Первое методическое требование к уроку сочинения — мотивация и точное целеполагание ученика, т.е. организация предварительной беседы, в которой происходит осознание учеником: а) желания рассказать о «своем»; б) дидактической задачи научиться оформлять этот рассказ в сочинение.

Второе методическое требование — дать детям способ оформления, т.е. совместно выработать алгоритм действий (эффективную методику) при написании собственного (ученического) текста.

Различаются обучающие и контрольные уроки сочинения или изложения. В начальной школе проводят только обучающие уроки развития речи; контрольные уроки сочинения или изложения наряду с обучающими используют для формирования навыка письменной речи в V—XI классах.

Обучающие уроки развития речи требуют от учителя внимания к этапам предварительной беседы и составления плана письменной работы. При изложении подробно анализируется текст писателя, выписываются ключевые слова и словосочетания, необходимые для точной передачи мысли автора. Обучающий характер уроков развития речи накладывает определенные ограничения в выборе текстов и тем.

В I классе пишут небольшие (два-три предложения) сочинения на заданную тему («О чем я мечтаю...», «Если бы я был учителем...», «Какие сказки я люблю» и т. п.), по личным впечатлениям («Как я провел воскресенье», «Мы были в театре...», «Самый яркий день каникул» и т. п.).

Со II класса и до конца начальной школы каждую неделю проводится урок развития речи (либо сочинение, либо изложение). Для изложения берутся небольшие отрывки текста различных по типу и стилю произведений детской литературы, соответствующие такой единице синтаксиса, как сложное синтаксическое целое (ССЦ). Ученики осваивают структурно-композиционные элементы письменной работы: начало (зачин) — основная часть (срединная, или медиальная) — конец (концовка).

Для сочинения объем ограничен небольшим количеством предложений (от трех предложений до половины страницы, далее — по возможностям учащихся). Отрабатывать речемыслительные умения целесообразно не по количественным показателям, а по качеству написанного.

Е. Антонова



См. также:
Что такое магистерская диссертация?
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005