Методические материалы, статьи

Упражнения для овладения нормами графики.

Выявление психофизиологического механизма графического действия в сочетании с фонемно-графическим характером русской письменности, как мы уже поняли, определяет операционный состав графического действия и дает возможность создать эффективную систему упражнений. Каждый урок по введению новой буквы (прописной и строчной) обязательно включает упражнения:

  • вычленение в рукописном облике буквы отдельных знакомых элементов (палочек, крючков, петелек, овалов и полуовалов);
  • разложение буквы на знакомые элементы и анализ вариантов их возможного соединения;
  • различение букв по наличию или отсутствию элемента, по их количеству и другим признакам;
  • установление их последовательности в букве (позднее — букв в слове);
  • перекодирование звуков в соответствующие графические символы (буквы);
  • восстановление по памяти облика буквы и ее элементов;
  • сравнение печатных и рукописных букв;
  • воспроизведение их на бумаге с помощью определенных движений руки;
  • обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы;
  • слияние звуков-фонем в процессе чтения и соединение букв в слоге на письме;
  • соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Учитывая возрастные особенности детей, их быструю утомляемость, необходимо разнообразить работу различными игровыми заданиями, упражнениями по рисованию бордюров, росчерков. Не стоит забывать о письме воображаемом — письме по воздуху и письме под счет.

Школьные физиологи рекомендуют проводить специальные пятиминутки каллиграфии (или чистописания) не только в I классе, но на протяжении всего обучения в начальной школе. Это связано в первую очередь с развитием мышц рук, спины, глаз, с необходимостью тренировать рукодвигательный навык, приучая тело ученика к координированности названных органов без усилия и напряжения. Даже в III —IV классах в уроки русского языка включаются занятия чистописанием, на которых должны использоваться упражнения для развития плавности, ритмичности, скорописи. Важно также использовать различные физические упражнения для пальцев и рук, чтобы устранять перенапряжения и утомление учеников.

Упражнения для рук.

Упражнение 1. Руки согнуты в локтях на весу, вращение каждой кистью в одну сторону попеременно.

Упражнение 2. Кисть левой руки вращается влево, правой — вправо и наоборот.

Чтобы дети не уставали, уроки письма должны быть рационально организованы. Физиологи и психологи в соответствии с законами развития детского организма рекомендуют на уроках обучения грамоте чередовать мышечное напряжение рук, речевого аппарата и других частей тела.

Примерный порядок этапов урока письма.

1. Рассматривание рисунка в прописи.

2. Работа над рисунком: анализ его частей, вычленение знакомых элементов.

3. Обведение рисунка целиком или по частям (как удобно ученику).

4. Рассматривание буквы, вычленение знакомых элементов.

5. Ученики пишут по образцу:

  • обратной стороной ручки для фиксирования последовательности письма (дети со слабым навыком);
  • обводят в воздухе (успешно владеющие письмом).

(Тем самым создается мышечное и зрительное представление о нужной высоте строчной буквы.)

6. Предварительный показ учителем написания буквы на доске.

7. Дети ориентируются на строке в прописи предварительно определив высоту, поставив точку на строке, затем пишут поэлементно или сразу (как удобно), далее снова повторяют букву, далее пишут по 3 буквы с соединением (если неудобно, то с отрывом друг от друга).

Приведенный выше план урока письма необходимо «разбавлять» чтением и физкультминутками, используя соревновательные упражнения. В настоящее время учителя обнаружили большую эффективность интегрированных уроков по сравнению с «чистыми» уроками чтения или письма, что практикой подтверждает выводы ученых о необходимости разгрузки однообразных уроков обучения грамоте.

Постепенно темп письма увеличивается. Для формирования ритмичного и плавного письма можно писать буквы «под счет», анализировать образцы красивых почерков взрослого и ученика.

Большой интерес представляют прописи, зарекомендовавшие себя высокой эффективностью их методики: «Письмо с секретом» В. А. Илюхиной, прописи Л. Я. Желтовской, «Мои волшебные пальчики» О. В. Прониной и др.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005