Упражнения для овладения нормами графики.
Выявление психофизиологического механизма графического действия в сочетании с фонемно-графическим характером русской письменности, как мы уже поняли, определяет операционный состав графического действия и дает возможность создать эффективную систему упражнений. Каждый урок по введению новой буквы (прописной и строчной) обязательно включает упражнения:
- вычленение в рукописном облике буквы отдельных знакомых элементов (палочек, крючков, петелек, овалов и полуовалов);
- разложение буквы на знакомые элементы и анализ вариантов их возможного соединения;
- различение букв по наличию или отсутствию элемента, по их количеству и другим признакам;
- установление их последовательности в букве (позднее — букв в слове);
- перекодирование звуков в соответствующие графические символы (буквы);
- восстановление по памяти облика буквы и ее элементов;
- сравнение печатных и рукописных букв;
- воспроизведение их на бумаге с помощью определенных движений руки;
- обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы;
- слияние звуков-фонем в процессе чтения и соединение букв в слоге на письме;
- соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.
Учитывая возрастные особенности детей, их быструю утомляемость, необходимо разнообразить работу различными игровыми заданиями, упражнениями по рисованию бордюров, росчерков. Не стоит забывать о письме воображаемом — письме по воздуху и письме под счет.
Школьные физиологи рекомендуют проводить специальные пятиминутки каллиграфии (или чистописания) не только в I классе, но на протяжении всего обучения в начальной школе. Это связано в первую очередь с развитием мышц рук, спины, глаз, с необходимостью тренировать рукодвигательный навык, приучая тело ученика к координированности названных органов без усилия и напряжения. Даже в III —IV классах в уроки русского языка включаются занятия чистописанием, на которых должны использоваться упражнения для развития плавности, ритмичности, скорописи. Важно также использовать различные физические упражнения для пальцев и рук, чтобы устранять перенапряжения и утомление учеников.
Упражнения для рук.
Упражнение 1. Руки согнуты в локтях на весу, вращение каждой кистью в одну сторону попеременно.
Упражнение 2. Кисть левой руки вращается влево, правой — вправо и наоборот.
Чтобы дети не уставали, уроки письма должны быть рационально организованы. Физиологи и психологи в соответствии с законами развития детского организма рекомендуют на уроках обучения грамоте чередовать мышечное напряжение рук, речевого аппарата и других частей тела.
Примерный порядок этапов урока письма.
1. Рассматривание рисунка в прописи.
2. Работа над рисунком: анализ его частей, вычленение знакомых элементов.
3. Обведение рисунка целиком или по частям (как удобно ученику).
4. Рассматривание буквы, вычленение знакомых элементов.
5. Ученики пишут по образцу:
- обратной стороной ручки для фиксирования последовательности письма (дети со слабым навыком);
- обводят в воздухе (успешно владеющие письмом).
(Тем самым создается мышечное и зрительное представление о нужной высоте строчной буквы.)
6. Предварительный показ учителем написания буквы на доске.
7. Дети ориентируются на строке в прописи предварительно определив высоту, поставив точку на строке, затем пишут поэлементно или сразу (как удобно), далее снова повторяют букву, далее пишут по 3 буквы с соединением (если неудобно, то с отрывом друг от друга).
Приведенный выше план урока письма необходимо «разбавлять» чтением и физкультминутками, используя соревновательные упражнения. В настоящее время учителя обнаружили большую эффективность интегрированных уроков по сравнению с «чистыми» уроками чтения или письма, что практикой подтверждает выводы ученых о необходимости разгрузки однообразных уроков обучения грамоте.
Постепенно темп письма увеличивается. Для формирования ритмичного и плавного письма можно писать буквы «под счет», анализировать образцы красивых почерков взрослого и ученика.
Большой интерес представляют прописи, зарекомендовавшие себя высокой эффективностью их методики: «Письмо с секретом» В. А. Илюхиной, прописи Л. Я. Желтовской, «Мои волшебные пальчики» О. В. Прониной и др.