Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 2.
По свидетельству мастеров искусства, такое отношение к жизни является необходимым условием зарождения художественных замыслов. Признаки этого отношения: отсутствие жёсткой психологической границы между я и не-я; непосредственное переживание своей сопричастности миру; отношение ко всему как к живому (в мире художника нет безгласных вещей - М. Бахтин); восприятие чувственного облика вещей и явлений как выражение их самоценной и родственной человеку внутренней жизни. Но всё это является лишь необходимым условием художественного творчества.
Подчёркиваю: речь тут идёт об отношении человека не к искусству, а к сырой действительности, ещё не преобразованной чьим-либо художественным творчеством. Именно эти первичные, авторские преобразования действительности в художественные образы, совершаемые, не всегда осознанно и произвольно, во внутреннем и внешнем плане, становятся показателями, а также полем актуализации и развития персональной художественной одарённости.
Насколько объективно убедительны будут результаты этой авторской активности ребёнка - во многом зависит от наличия и уровня развития художественного воображения - способности создавать чувственно воспринимаемые образы внутренних, сверхчувственных содержаний.
Таким образом, главное, что должно интересовать человека, который исследует художественное развитие ребёнка или руководит им, это наличие и степень выраженности эстетического отношения к миру; направленность на специфические преобразования жизненного материала ради выразительного воплощения определённого содержания.
С этой точки зрения нет никакой необходимости в специальных методиках раннего выявления художественно одарённых детей и (во всяком случае, на первых этапах обучения в студии изобразительного искусства) в поисках особых методов работы с ними. Если обучение будет способствовать становлению эстетического отношения к миру и авторской направленности на создание выразительных образов, то дети быстро найдут и проявят себя. А дальнейший путь одарённых детей будет связан с поисками иных форм художественного образования с саморазвитием, выходящим за рамки организованных педагогических воздействий (оздоровительные лагеря, досуговые центры).
По сравнению с выявлением эстетического отношения к миру и направленности на авторские преобразования впечатлений, оценка одарённости детей по наличным результатам их художественной деятельности менее существенна и менее проблемна. Во-первых, это достаточно успешно осуществляется традиционным способом экспертной оценки работ (правда, и тут существуют проблема критериев такой оценки, неустранимый момент субъективности оценивания и некоторые трудности этико-воспитательного плана). Во-вторых, оценка по результату, даже неоднократная, всё же преимущественно обращена в прошлое и недостаточно прогностична: она не направлена на выявление потенции художественной одарённости, что по отношению к детям важнее всего.
Тем не менее, квалифицированное оценивание результатов детского творчества сохраняет, конечно, вспомогательное значение в процессе исследования и развития художественной одарённости.
В работе по выявлению, оценки, развития художественной одарённости чрезвычайно важна этическая сторона дела. Ошибки в оценке одарённости и в самих способах обращения с одарёнными детьми (или с теми, кого таковыми считают) чреваты непоправимыми сдвигами в мотивационной сфере творчества, тяжёлыми психологическими травмами, а порой даже катастрофами личностного плана.