Методические материалы, статьи

Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 2.

По свидетельству мастеров искусства, такое отношение к жизни является необходимым условием зарождения художественных замыслов. Признаки этого отношения: отсутствие жёсткой психологической границы между я и не-я; непосредственное переживание своей сопричастности миру; отношение ко всему как к живому (в мире художника нет безгласных вещей - М. Бахтин); восприятие чувственного облика вещей и явлений как выражение их самоценной и родственной человеку внутренней жизни. Но всё это является лишь необходимым условием художественного творчества.

Подчёркиваю: речь тут идёт об отношении человека не к искусству, а к сырой действительности, ещё не преобразованной чьим-либо художественным творчеством. Именно эти первичные, авторские преобразования действительности в художественные образы, совершаемые, не всегда осознанно и произвольно, во внутреннем и внешнем плане, становятся показателями, а также полем актуализации и развития персональной художественной одарённости.

Насколько объективно убедительны будут результаты этой авторской активности ребёнка - во многом зависит от наличия и уровня развития художественного воображения - способности создавать чувственно воспринимаемые образы внутренних, сверхчувственных содержаний.

Таким образом, главное, что должно интересовать человека, который исследует художественное развитие ребёнка или руководит им, это наличие и степень выраженности эстетического отношения к миру; направленность на специфические преобразования жизненного материала ради выразительного воплощения определённого содержания.

С этой точки зрения нет никакой необходимости в специальных методиках раннего выявления художественно одарённых детей и (во всяком случае, на первых этапах обучения в студии изобразительного искусства) в поисках особых методов работы с ними. Если обучение будет способствовать становлению эстетического отношения к миру и авторской направленности на создание выразительных образов, то дети быстро найдут и проявят себя. А дальнейший путь одарённых детей будет связан с поисками иных форм художественного образования с саморазвитием, выходящим за рамки организованных педагогических воздействий (оздоровительные лагеря, досуговые центры).

По сравнению с выявлением эстетического отношения к миру и направленности на авторские преобразования впечатлений, оценка одарённости детей по наличным результатам их художественной деятельности менее существенна и менее проблемна. Во-первых, это достаточно успешно осуществляется традиционным способом экспертной оценки работ (правда, и тут существуют проблема критериев такой оценки, неустранимый момент субъективности оценивания и некоторые трудности этико-воспитательного плана). Во-вторых, оценка по результату, даже неоднократная, всё же преимущественно обращена в прошлое и недостаточно прогностична: она не направлена на выявление потенции художественной одарённости, что по отношению к детям важнее всего.

Тем не менее, квалифицированное оценивание результатов детского творчества сохраняет, конечно, вспомогательное значение в процессе исследования и развития художественной одарённости.

В работе по выявлению, оценки, развития художественной одарённости чрезвычайно важна этическая сторона дела. Ошибки в оценке одарённости и в самих способах обращения с одарёнными детьми (или с теми, кого таковыми считают) чреваты непоправимыми сдвигами в мотивационной сфере творчества, тяжёлыми психологическими травмами, а порой даже катастрофами личностного плана.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005