Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 7.
Но более органичным приемом воздействия для занятий изобразительным искусством, надо признать, конечно, использование изобразительных средств книги, особенно в раннем возрасте. Очевидно, следует считать упущением, если дети будут лишены на уроке радости коллективного восприятия таких замечательных детских книг, как «Ладушки» и «Радуга-дуга» с иллюстрациями Ю. Васнецова, «Год в лесу» И. Соколова-Микитова в оформлении Г. Никольского или «Маугли» Р. Киплинга с рисунками М. Митурича, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф, иллюстрированное Б. Диодоровым, и других книг. Нельзя, чтобы на уроках изобразительного искусства дети не знали таких мастеров, как В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Рачев, Е. и Н. Чарушнины, Б. Дехтерев, и многих других.
Методика работы с подобными книжками та же, что и при использовании таблиц, репродукций, рисунков.
С учащимися можно, а порой и нужно беседовать, комментировать увиденное, рассматривая рисунок деталь за деталью. Книжки часто нужны, когда дети исполняют тематические задания по иллюстрированию тех или иных произведений или рисуют животных, пейзажи.
Эмоциональные, эстетические переживания учащихся являются прежде всего стимулом для творчества, но не всегда помогают непосредственно творческому процессу, умению передать пережитое. Ученик знает что, но не знает как. И тогда перед учителем вновь встает сугубо специфическая, извечная задача творческого обучения, которую он решает разными путями, но не всегда прибегая при этом к помощи книг. Между тем целевой разбор иллюстрации или оформления одной книги (цвет, композиция и т.д.) - наглядная и хорошая школа. Что же касается воображения, творческой фантазии, то книга дает в руки учителя такой убедительный и наглядный прием, как сравнение. Чтобы не останавливаться на этом подробно, достаточно сослаться на детскую книжку Л. Кудрявцевой «Что за чудо эти звери» (М., «Малыш», 1979).
Удачно выбрав группу художников (Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Т. Маврина), автор находит нужные близкие детям слова, чтобы провести своего рода творческое сравнение. Эту книжку можно непосредственно использовать и на уроке, чтобы заострить внимание на разности «почерков», на индивидуальности творческой фантазии, и т.д. Учитель волен в соответствии со своими задачами подобрать другие сравнения. Например, хорошо сопоставляются иллюстрации В. Конашевича и В. Лебедева к книжке «Вот какой рассеянный» С. Маршака, иллюстрации Е. Рачева и Н. Устинова к русской народной сказке «Маша и медведь». В этих случая можно и даже нужно прибегать к противопоставлению. Важно также сравнивать иллюстрации и по художественным качествам.
Учащиеся студии должны видеть многое. Поэтому надо не ограничиваться маститыми именами, а знакомить детей и с лучшими работами художников разных поколений. Одной из важнейших миссий изобразительного искусства является сохранение и творческое развитие традиций реалистического искусства, и здесь призваны сыграть свою важную роль не только школа, но и система дополнительного образования.
Заниматься изобразительным творчеством, особенно во внешкольное время, дает большие возможности попробовать себя в различных направлениях, различными материалами и техникой исполнения. А затем полученные навыки в студии изобразительного искусства, применить к школьным урокам.
Нужно проводить выставки, вечера, дискуссии на различные темы.
Естественно, что сказанное выше не охватывает всего круга проблем, связанных с обучением изобразительному искусству, использованию специальной литературы. Нужно решать вопросы такие, как личная библиотека педагога (без нее категорически не обойтись), работа с реквизитом, оборудованием, специального кабинета (помещения) изобразительного искусства.
Чем больше можно оказать помощи педагогу по всем вопросам, тем лучше, плодотворнее можно проводить занятия, беседы, выставки, что в конечном счете даст свои, соответствующие результаты.