Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 4.
В настоящее время информационного взрыва, когда на смену предыдущему кино, радио, телевидению, фото и звукозаписи пришло время цифрового бума, компьютеризации и других современных технологий, все более назревает необходимость повышения эффективности всей работы в области преподавания изобразительного искусства (лекции, беседы, работы с различными изданиями, практической работы в различных материалах и направлениях). Современная наука и педагогика заняты сейчас разработкой теоретических проблем и практических рекомендаций более полного и действенного использования книги в учебно-воспитательном процессе. И работы здесь еще много.
Книга, печать призваны сейчас стать одним из важнейших рычагов воспитательной работы, надежным связующим звеном с современностью и ее проблемами. Да и само понимание современности невозможно без постоянного и углубленного изучения все возрастающего потока информации. Без этого легко сиюминутное, проходящее принять за подлинно современное. Ведь быть по-настоящему современным - это значит не оставаться равнодушным к тому, что было, есть и будет, уметь верно ориентироваться в многообразии окружающих нас явлений. Подлинная современность - не быстротекущая мода. Слепая приверженность всякой броской новизне, будь это «новое» литературное течение или последний крик моды в формах одежды, очень далека от подлинной современности. Применительно к преподавателям основ изобразительного искусства (не только рисования, как часто называют школьного учителя) это значит, что, например, умея видеть в искусстве модерна отдельные талантливые находки, он в то же время осознает, что исходные ложные предпосылки самого направления дают большой простор для шарлатанства и всякого рода далеких от подлинного искусства спекуляций, и умеет их почувствовать и обнаружить.
Руководителю студии ИЗО надо быть человеком многосторонне образованным. Здесь, безусловно, может и должна сыграть свою роль система повышения квалификации учителей. Но в этом деле без «собственных университетов» не обойтись. Без постоянного общения с книгой, без систематического обращения к периодической печати ни о какой широте образования говорить не приходится. Иное дело, что понимать под его широтой и глубиной, что необходимо выбрать из беспрерывного потока литературы. Расширение кругозора зависит от характера выбора, а этот выбор, в свою очередь, зависит от широты и глубины уже приобретенных познаний. При серьезном подходе процесс познания идет как бы по спирали, где каждому новому витку способствует уже приобретенный опыт как личностный, так и общественный. В самообразовании фундаментом для дальнейшего расширения и углубления знаний являются основы, полученные в учебном заведении.
Когда мы говорили о многостороннем образовании педагога, то одно из главных, можно сказать ключевых моментов в его биографии, должно быть не только высшее художественное образование, но и участие в различных выставках, включая и персональные. Именно с такими качествами, в первую очередь, можно говорить о его многостороннем мировоззрении, о его профессиональных возможностях на ниве преподавания изобразительного искусства. Есть редкие примеры (Журавлев Виктор) когда будущий педагог имеет педагогическое и художественное высшее образование.
В данном конкретном примере педагог (Журавлев В.) владеет не только педагогикой, психологией учащегося, но и сам прекрасный художник и как живописец, монументалист, ковщик, витражист специалист декоративно-прикладного творчества. Именно с таким багажом в образовании можно говорить о более профессиональном подходе в работе с различной литературой по любым вопросам, связанным с учебным творческим процессом как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.