Цель и задачи биологического образования. Часть 2.
Реформирование средней школы, которое началось в 90-х гг., связано с глубокими изменениями жизни российского общества при пересмотре идеологических позиций, а также принципов функционирования научно-исследовательских и образовательных учреждений различных типов уровней. Общеобразовательной школе были предъявлены новые требования. Они связаны с выведением образования из сферы социально-экономических, производственно-политических услуг и его осмыслением в контексте реализации функции культуры. Только в таком случае целью и смыслом: школьного образования становится личность учащегося, которая развивается в мире общечеловеческого, национального и регионального культурного опыта, включенного в содержание учебных дисциплин.
Ориентация подрастающего поколения на жизнедеятельность в постиндустриальном обществе, отличительными признаками которого являются гуманитаризация, информатизация, демократизация, экологизация, здоровьесбережение и культуросообразность, обусловила новые направления в определении целей общего образования. По отношению к выпускникам школ таковыми стали:
- самостоятельность в приобретении знаний при умелом их применении на практике для решения возникающих проблем и успешной адаптации в меняющихся жизненных ситуациях;
- необходимость в критическом мышлении и реализации рациональных способов преодоления учебных и жизненных трудностей;
- актуальность в овладении информацией — умений сбора необходимых для решения определенной проблемы фактов, их анализ, выдвижение гипотез, формулирование обобщений, сопоставление с аналогичными или альтернативными вариантами ответов, установление закономерностей, выражение аргументированных выводов и их применение для выявления новых проблем;
- культивирование коммуникабельности и контактности в различных социальных группах, умение работать сообща, предотвращая любые конфликтные ситуации;
- самостоятельное развитие познавательной, интеллектуальной, этической, патриотической, экологической, экономической, политической и валеологической культуры.
Еще недавно реализовать обозначенные направления в сфере общего образования не представлялось возможным из-за отсутствия соответствующих условий, а также традиционного подхода к образованию при традиционных средствах обучения. Однако приоритетный национальный проект «Образование» открыл учащимся широкие возможности свободного доступа к необходимой информации в создаваемых информационных центрах в школе и других учебных учреждениях, реализации их потребностей в широком общении со сверстниками из других школ своего региона, регионов страны и разных стран мира, включения каждого желающего в активный познавательный процесс в связи с предпрофильной и профильной подготовкой. Следовательно, свою позитивную роль общеобразовательная школа сможет сыграть только при культурообразующем характере содержания, в котором должны быть целостно представлены ценности материальной и духовной культуры, основы наук и ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая культура, коммуникативная культура и культура семейных отношений, физическая и экологическая культура. В общем виде цели современного образования можно сформулировать как присвоение подрастающей частью общества духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, овладение способами учебной, игровой, трудовой и коммуникативной деятельности, формирование разносторонне развитой личности, способной жить и действовать в постиндустриальном, информационном обществе, владеющей опытом творческой деятельности, новыми технологиями труда (Л. Н. Богомолов, В. А. Поляков, 2003). Речь идет о личности с планетарным мышлением, широкими взглядами на мир, природу, общество.