Методические материалы, статьи

Цель и задачи биологического образования. Часть 1.

Любая система образования ориентирована на достижение определенных целей. Цели образования — это исходные требования к результатам, которые стремится достичь общество, государство благодаря имеющейся системе образования в настоящее время и в ближайшем будущем. Цели зависят от социальных ориентиров функционирования общества, государственной политики в сфере образования, уровня развития общей культуры, а также ценностных отношений к окружающей действительности, включая ее биологическую составляющую.

Определение целей биологического образования — одна из важных проблем, так как она связана с запросами не только общества и государства, но и отдельного человека с его потребностями, мотивами, интересами и склонностями. Вместе с тем эта проблема является и сложной, ибо трудно определить методологическую основу обобщенного выражения целей биологического образования. Об этом свидетельствует формулировки целей, отраженные в общеметодических пособиях по биологии. П. И. Боровицкий (1934) представил цель биологической подготовки как выработку у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Б. Е. Райков (1947) считал, что цели естественно-научного образования школьников — это формирование научного миропонимания, развитие мышления, эмоциональной сферы и способности к наблюдению. В трудах К. П. Ягодовского (1954) получили обоснование цели биологического образования, касающиеся становления мировоззрения, умственного, нравственного, эстетического, патриотического воспитания, а также практического использования научных знаний. Б. В. Всесвятский (1960) указывал на такие цели, как получение учащимися объективных знаний для правильного миропонимания, умственного, физического, трудового воспитания, развития наблюдательности, речи и приобретение практических умений. По мнению Н. М. Верзилина и В. М. Корсунской (1972), цели биологического образования заключались в научном понимании учащимися природы, установлении ими связи биологической теории с практикой жизнедеятельности человека и общества, освоении культуры труда и бережного отношения к живым объектам.

Из сопоставления обозначенных формулировок следует вывод о том, что в общем их перечне расположены разнородные категории. К сожалению, в нем слабо представлены развивающие аспекты целей, а также их ценностная, гуманистическая и личностно-ориентированная составляющие.

Новые целевые установки обычно отражаются в документах государственного значения, ориентированных на реформирование или модернизацию сферы общего образования.

В соответствии с реформой отечественной школы, проведенной в середине 60-х гг. в., необходимо было ликвидировать отставание уровня знаний, получаемых учащимся в средней школе, от уровня развития биологии и создать определенные условия для общего их развития, а также усиления воспитательного потенциала биологического материала. Наряду с этим в процессе обучения биологии в школе стали внедрять последовательное формирование биологических понятий.

Реформирование школы в средине 80-х гг. XX в. призвано было «обеспечить высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности» (1984). Перед школой ставилась цель — формирование всесторонне развитой личности. Особое внимание было обращено на трудовое обучение, политехническое образование, идейно-политическое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Значительная роль отводилась экологической подготовке учащихся, ориентированной на становление у них ответственного отношения к окружающей среде. Одновременно была дана установка на устранение перегрузок в содержании учебных предметов, включая и биологию. Для этого в школу ввели одиннадцатый год обучения.

М. Якунчев



См. также:
Что такое магистерская диссертация?
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005