Методические материалы, статьи

Цели, содержание и принципы обучения грамоте. Часть 3.

Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. И. Айдарова и другие обосновали принцип формирования теоретического мышления и разработали дидактическую систему, развивающую у ребенка способность усваивать знания на основе «исследования» и самостоятельно выходить на уровень обобщений. Это позволяет интенсифицировать процесс обучения за счет интеграции учебных дисциплин, так как ориентирует учеников на определение способа получения знаний и умений, что в современной ситуации переизбытка информации является наиболее целесообразным и продуктивным подходом в обучении.

Принципы лингвистики позволяют использовать методы языкового анализа с целью формирования речемыслительных умений, связанных с чтением и созданием текстов. Принимая во внимание то, что образование построено в основном на получении информации из печатных источников (учебники, интернет-сайты, словари, энциклопедии и т.п.), умения читать и анализировать тексты становятся определяющими в жизни любого человека.

Фонематический принцип определяет, что (какие фонемы) обозначают буквы, а позиционный принцип определяет, как передаются фонемы на письме.

Слоговой принцип чтения и письма в русском языке объясняется взаимообусловленностью значений буквы согласного звука и следующей за ней буквы гласного звука.

Лексико-семантический принцип предполагает при изучении конкретной языковой единицы опору на ее лексическое значение, которое определяется только при рассмотрении единицы в контексте другой, более крупной языковой единицы: звук — в слоге или слове, морфема — в слове или словосочетании, слово — в предложении или тексте, словосочетание — в предложении или тексте.

Структурно-семантический принцип диктует требование на каждом уроке учитывать единство внутренней (содержательной) и внешней (формальной) сторон языковой единицы. Другими словами, у такой единицы, например, как слово, есть лексическое и грамматическое значение (содержание) и звуковое или буквенное его выражение (форма). Лексическое значение определяется значениями морфем основы данного слова. Окончание или формообразующие аффиксы показывают те языковые категории, которые определяют слово как часть речи, его способность изменяться или не изменяться и выполнять соответствующую роль в предложении. Эти морфемы, в свою очередь, несут в себе «сигналы» о грамматических категориях слова. Например, если мы видим на конце основы суффикс -чик, -щик, то уже понимаем, что слово мужского рода. Или если на конце слова есть буквы -ый, то, скорее всего, это слово будет прилагательным (или причастием — для учащихся средней школы), но совершенно ясно, что это окончание указывает на мужской род, именительный или винительный падеж единственного числа.

Системно-функциональный принцип используется для определения стилистически точного использования той или иной языковой единицы. Так, употребление сниженной лексики «сигнализирует» о разговорном стиле и, следовательно, о необходимости подбора словоформ, соответствующих разговорной речи. Наличие устойчивых словосочетаний, клише канцелярита или деловой речи, глагольных форм настоящего времени и т.п. демонстрирует принадлежность текста к книжным стилям языка. Другими словами, при чтении или создании какого-либо речевого произведения необходимо обращать внимание учеников на особенности стилистического оформления текста в целом — от морфемы до сверхфразового единства (или сложного синтаксического целого) как языковых единиц, представляющих систему, подчиненную замыслу автора. Так, в ряду синонимов красивый — великолепный — роскошный — классный — прикольный употребление двух последних в письменной речи неуместно, первое слово подходит для любого стиля, а два следующих за ним прилагательных относятся к книжной речи.

К принципам психолингвистики относятся коммуникативно-прагматический и коммуникативный.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005