Цели, содержание и принципы обучения грамоте. Часть 2.
Дадим краткую характеристику основным принципам, наиболее близким коммуникативно-деятельностной концепции. Личностно ориентированный подход отражают педагогические принципы.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук, определяющих и основное содержание учебного предмета, и организацию самого педагогического процесса. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки. Однако в практике начальной школы укоренились ошибки, которые идут из далекого прошлого, когда лингвистика как наука была еще в зачаточном состоянии. В XXI в., когда мы формируем у школьников элементы научного мировоззрения, следует учитывать научные достижения современного русского языка и отказаться от порочной практики использовать привычные, но научно неадекватные термины. Так, методически (казалось бы) удобные «гласные буквы» и «согласные буквы» с точки зрения науки — нонсенс, так как буквы не могут быть ни гласными, ни согласными. Это характеристика звуков (обратите внимание на корень -глас-). Поэтому, чтобы быть лингвистически грамотными и давать ученикам точные основания для их «исследований», мы должны использовать понятия «буква гласного (звука)», «буква согласного (звука)» (см. работы Д. Б. Эльконина, П. С. Жедек, М. В. Панова).
Выстраивая урок как исследование, организуя учебную деятельность учащихся как «ученых», учитель должен адекватно употреблять лингвистические понятия. Так, например, буква — это, по определению, знак звука, поэтому ь и ъ нельзя называть буквами. Они не являются знаками звуков, что и отражено в их названиях. В исторической грамматике русского языка мы обнаруживаем период, когда & и б обозначали звуки, но и назывались они в русском алфавите по-другому: «ерь» и «ер». Нет ничего страшного в том, что урок знакомства с этими знаками будет называться не привычно: «Буква б», а, например, «Буква ь?» или «Загадка русского алфавита — ь».
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, становятся субъектами деятельности. С этой целью одним из важнейших компонентов урока становится итог урока, который формирует элементарные умения обобщения, рефлексии собственных действий, без которых не происходит осознания способов учения. Самым эффективным методом, реализующим принцип сознательности и активности, является метод решения задач.
Принцип прочности результатов обучения основывается на проявлении познавательной активности учащихся, а также на правильно организованном учителем усвоении нового материала: точной дозировке дидактического материала, чередовании при закреплении всех видов мышления и памяти ребенка, регулярного повторения пройденного и встраивания нового знания в систему уже имеющихся.
Психологические принципы, адекватные коммуникативно-деятельностному подходу, представлены ведущим принципом развивающего обучения, который предполагает, что обучение подчинено всестороннему развитию личности, формированию не только знаний и умений по предмету, но и общеучебных действий, связанных с двигательными и мыслительными операциями, воспитанию определенных нравственных и этических качеств, служащих основой выбора жизненных идеалов и социального поведения, руководствующегося общечеловеческими ценностями.
Л. C. Выготский обосновал законы становления речи и мышления ребенка в процессе социализации, из чего вывел принцип «зоны ближайшего развития», который доказывает необходимость максимальной индивидуализации обучения каждого ученика.
П. Я. Гальперин, продолжая изыскания в этом направлении, создал теорию поэтапного формирования ориентировочной основы учебного действия (ООД) и предложил соответствующую методику изучения учебных предметов на основе алгоритмизации освоения конкретного дидактического материала.