Методические материалы, статьи

Цели, содержание и принципы обучения грамоте. Часть 1.

Обучение грамоте происходит в I классе начальной школы и делится на два периода: подготовительный (примерно четыре — шесть недель) и основной, который продолжается в течение второй и третьей четвертей учебного года. Постановлением Министерства образования и науки определен возраст поступления в I класс — не менее шести с половиной лет. Это объясняется результатами экспериментов последних двадцати лет, когда обучение в начальной школе имело вариативный характер: в трехлетнюю начальную школу (I —III) принимали детей с семи лет, а в четырехлетнюю (I —IV) — шестилеток. Анализ отчетов, результаты диагностики знаний, умений и навыков выпускников начальных классов, обсуждение процесса обучения шестилеток показали, что в настоящее время оптимальный возраст — 6,5 лет — для обучения в школе выбран верно.

Общей целью периода обучения грамоте является ознакомление детей с системой звуков и букв в русском языке, формирование элементарных учебных действий самоорганизации (внимания, планирования, самоконтроля), технических умений чтения (правильности, сознательности, выразительности и беглости) и письма (каллиграфического изображения письменных букв, правильного их соединения, скорописи). Задачи, которые решаются в этот период начальной школы, связаны с формированием учебных умений правильной посадки, использования учебных и дидактических пособий, знакомством с правилами поведения на уроке: слушать и слышать учителя и одноклассников, целесообразно высказываться, организовать рабочее место на парте.

В содержание учебной работы входит первоначальное обучение чтению и письму (в том числе каллиграфии, графике и элементам правописания), формирование фонетических умений (звукового разбора, характеристика звуков, графическое изображение единиц языка), развитие фонематического слуха и пропедевтика орфографических умений, обогащение словаря и речи первоклассников, совершенствование их речевой деятельности, знакомство с учебной книгой и приобщение к художественной литературе (чтение и инсценирование сказок, басен, загадок и пословиц).

Фонетика и графика русского языка являются лингвистической основой обучения чтению и письму. Особенности русской звуко-буквенной системы диктуют определенные требования к обучению грамоте.

Основой обучения грамоте служит звучащая речь. Это значит, что на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, сопоставление слогов с их буквенным выражением, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа. К концу основного периода, т.е. к середине апреля в 4-летней школе, школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:

  • свободно и правильно произносить все звуки как вне слова (если звук может быть произнесен вне слова), так и в слове в сильных и слабых позициях;
  • определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;
  • составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава, различать заглавные и строчные буквы;
  • различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных;
  • знать все буквы, в том числе алфавит; соотносить их со звуками (уметь читать орфоэпически).

    Е. Антонова



См. также:
Услуги интернет-агентств по разработке сайтов
Услуги школ обучения вождению
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005