Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в УДО. Часть 2.
Руководитель составляет план работы на весь период летнего отдыха, учитывая не только возраст ребят, но и распорядок дня в лагере и творческих направлений студии.
Участники студии периодически (обычно раз в полгода) отчитываются в своей работе посредством выставок. Выставки имеют большое значение, как для студийцев, так и для остальных учащихся, вызывая у них интерес к искусству и привлекая к занятиям тех из них, которые проявляют склонность к изобразительной деятельности.
Хотя дополнительное образование (детские оздоровительные лагеря, досуговые центры) включая и художественные школы, существуют уже много лет, в основном сразу после войны, нерешенных проблем в определении цели, задач, методики обучения пока еще очень много. Достаточно сказать, что ни одной утвержденной программы по многим творческим дисциплинам, в первую очередь: рисунку, живописи, композиции и тем более по декоративно-прикладным основам творчества не существует. Таким образом, постановка задач и методики обучения практически во многом зависит от личных склонностей и творческих возможностей художника-педагога, руководителя студии изобразительного искусства.
Опираясь на опыт работы педагогов дополнительного образования (кружки, студии детских оздоровительных лагерей), личный опыт преподавания в школах, вузах, и главное, много лет работая в детских оздоровительных лагерях, обучая ребят изобразительному искусству, мне хочется сделать попытку определить основные цели и задачи дополнительного обучения. Время летних каникул очень быстро проходит и чем больше дети заняты каким-либо полезным делом, включая и отдых, тем быстрее наступает конец отдыха, любимых занятий, прощания с друзьями и воспитателями. За короткое время, а это максимум 80 дней, а при вычете сна, отрядных дел, дежурств, линеек, время остается совсем мало. И за это время, при приобретенных годами навыков, правильно постановленных задач, приобретенного оборудования и реквизита, а это чаще всего свои материалы (мольберты, слепки, реквизит редких предметов), привезенных из дома, ребята не только успевают пройти достаточный курс в основном практический, не исключая небольших бесед конкретно по каждому уроку, выполняют ряд самостоятельных творческих работ, но успевают еще участвовать в выставках лучших работ, конкурсах, а в редких случаях и устраивать свои первые персональные (небольшие) выставки.
В кружки и студии по изобразительному, прикладному творчеству приходят ребята разного школьного возраста. На первых этапах обучения, как это нужно правильно понимать, должно идти в двух направлениях. Развитие образного мировосприятия от простейших, основанных на зрительном впечатлении представлений о предметном мире, к более глубокому проникновению в его суть.
Увидеть не только занимательное, интересное в окружающем его мире, но и красоту предмета в логике его строения, пропорциях, в созвучии формы и материала, почувствовать его вес, движении, контрасты и согласованность формы, объема, цвета - вот путь развития творческих возможностей. Вторая задача - обогащение изобразительных и выразительных средств, при помощи которых учащийся овладевает основами изобразительного искусства. Правильное обучение изобразительному искусству всегда предполагало как главный метод обучения - работу с натуры. Плодотворность этого метода бесспорна. Жизнь, окружающий нас мир всегда остаются первоисточником как для сложившегося, так и для постигающего азы художника. Однако сама по себе работа с натуры еще не гарантирует воспитания реалистического мировосприятия у учащихся. Наоборот, практика показывает, что при неправильной постановке основной задачи - образного подхода к изображению — рисование с натуры превращается в бездумное копирование, ничего общего с искусством не имеющее.