Методические материалы, статьи

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в УДО. Часть 2.

Руководитель составляет план работы на весь период летнего отдыха, учитывая не только возраст ребят, но и распорядок дня в лагере и творческих направлений студии.

Участники студии периодически (обычно раз в полгода) отчитываются в своей работе посредством выставок. Выставки имеют большое значение, как для студийцев, так и для остальных учащихся, вызывая у них интерес к искусству и привлекая к занятиям тех из них, которые проявляют склонность к изобразительной деятельности.

Хотя дополнительное образование (детские оздоровительные лагеря, досуговые центры) включая и художественные школы, существуют уже много лет, в основном сразу после войны, нерешенных проблем в определении цели, задач, методики обучения пока еще очень много. Достаточно сказать, что ни одной утвержденной программы по многим творческим дисциплинам, в первую очередь: рисунку, живописи, композиции и тем более по декоративно-прикладным основам творчества не существует. Таким образом, постановка задач и методики обучения практически во многом зависит от личных склонностей и творческих возможностей художника-педагога, руководителя студии изобразительного искусства.

Опираясь на опыт работы педагогов дополнительного образования (кружки, студии детских оздоровительных лагерей), личный опыт преподавания в школах, вузах, и главное, много лет работая в детских оздоровительных лагерях, обучая ребят изобразительному искусству, мне хочется сделать попытку определить основные цели и задачи дополнительного обучения. Время летних каникул очень быстро проходит и чем больше дети заняты каким-либо полезным делом, включая и отдых, тем быстрее наступает конец отдыха, любимых занятий, прощания с друзьями и воспитателями. За короткое время, а это максимум 80 дней, а при вычете сна, отрядных дел, дежурств, линеек, время остается совсем мало. И за это время, при приобретенных годами навыков, правильно постановленных задач, приобретенного оборудования и реквизита, а это чаще всего свои материалы (мольберты, слепки, реквизит редких предметов), привезенных из дома, ребята не только успевают пройти достаточный курс в основном практический, не исключая небольших бесед конкретно по каждому уроку, выполняют ряд самостоятельных творческих работ, но успевают еще участвовать в выставках лучших работ, конкурсах, а в редких случаях и устраивать свои первые персональные (небольшие) выставки.

В кружки и студии по изобразительному, прикладному творчеству приходят ребята разного школьного возраста. На первых этапах обучения, как это нужно правильно понимать, должно идти в двух направлениях. Развитие образного мировосприятия от простейших, основанных на зрительном впечатлении представлений о предметном мире, к более глубокому проникновению в его суть.

Увидеть не только занимательное, интересное в окружающем его мире, но и красоту предмета в логике его строения, пропорциях, в созвучии формы и материала, почувствовать его вес, движении, контрасты и согласованность формы, объема, цвета - вот путь развития творческих возможностей. Вторая задача - обогащение изобразительных и выразительных средств, при помощи которых учащийся овладевает основами изобразительного искусства. Правильное обучение изобразительному искусству всегда предполагало как главный метод обучения - работу с натуры. Плодотворность этого метода бесспорна. Жизнь, окружающий нас мир всегда остаются первоисточником как для сложившегося, так и для постигающего азы художника. Однако сама по себе работа с натуры еще не гарантирует воспитания реалистического мировосприятия у учащихся. Наоборот, практика показывает, что при неправильной постановке основной задачи - образного подхода к изображению — рисование с натуры превращается в бездумное копирование, ничего общего с искусством не имеющее.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005